Сильвио Берлускони – премьер и любимый «папа».
Фото Reuters
Средиземноморский климат, как известно, размягчает. Баюкающий ветерок и ласковое солнышко не способствуют выковыванию бойцовского характера. Итальянская молодежь не торопится взрослеть. Слова ragazzo (юноша) и соответственно ragazza (девушка) сегодня вовсю применяются в отношении сорокалетних. Кроме климата этой тенденции способствуют и другие обстоятельства. Диплом об окончании средней школы, который в Италии именуется аттестатом зрелости (matturita), можно получить только по достижении 19 лет, и таким образом склонность к вундеркиндству уничтожается в младенчестве. Поэтому особо выдающимися в Италии считают тех, кому удается уложиться в пятилетнюю программу обучения в высших учебных заведениях. Подавляющее большинство не успевает за этот отрезок времени сдать все полагающиеся экзамены, растягивая радости студенческой жизни до восьми и даже более лет.
На заботе о том, чтобы итальянское двадцатипятилетнее дитя не слишком уставало, сделали неплохие деньги две конкурирующие друг с другом фирмы, предлагающие подтянуть неуспевающих студентов. Сумма, указанная в контракте репетиторской фирмы, зачастую превышает стоимость обучения в частном университете, но зато успешное прохождение между экзаменационными Сциллой и Харибдой гарантируется. К тому же пару лет назад – на радость утомленной знаниями молодежи – вузы ввели альтернативную трехгодичную программу обучения, тоже именуемую высшим образованием.
Ну чем не жизнь! Правда, настоящие испытания подстерегают итальянских выпускников уже после защиты диплома, когда они выходят на рынок труда, а на нем требуются работники, уже имеющие трудовой опыт по специальности. Но и тут безопытного специалиста не оставят в беде добрые люди, предлагающие выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. Этот выход носит модное имя «master», то есть постуниверситетское образование, получить которое предлагают многочисленные учебные заведения и фирмы. Итальянский мастер представляет собой разнопрофильные курсы от трех месяцев до двух лет стоимостью от шести тысяч евро и выше в зависимости от фантазии организаторов. Направленность обучения самая разнообразная. Недавно мне попалось объявление о «мастере» для фотомоделей.
Для основной массы привлекательность этого образования состоит в гарантированном контрактом распределении на крупные и престижные фирмы типа «Фиата», «Мерлони», «Рено» и т.д. Однако не в качестве работников, а в качестве бесплатных стажеров. И часто по истечении трех–шести месяцев стажа достигший к этому времени 30-летнего возраста ragazzо откатывается на нулевые позиции.
Не удивляют в этой связи результаты опроса, проведенного недавно независимой экспертной группой Eta Meta Research, в котором участвовали 110 юношей и девушек от 18 до 24 лет, представляющие шесть различных фокусных групп. 41% опрошенных плохо представляют собственное будущее, испытывая страх и неуверенность. Уровень безработицы среди итальянской молодежи доходит до 20%. Поражает другое. Семь из десяти опрошенных винят в отсутствии четких социальных и трудовых перспектив собственных родителей. Половина опрошенных сетует, что социальное и финансовое положение их отцов не позволяет им избежать утомительного восхождения с нижней ступени карьерной лестницы. При этом 70% опрошенных тинейджеров вменяют в вину собственным отцам то обстоятельство, что они не достигли положения в обществе, которое гарантировало бы их отпрыскам безоблачное существование. 51% расстроены тем, что их отцы не имеют собственного бизнеса, который мог бы перейти им по наследству. А 58% негодуют по поводу того, что их отцы заработали недостаточно денег. При этом 42% респондентов убеждены, что, не имея мощной поддержки в начале карьеры, они будут обойдены на повороте более удачливыми в этом отношении сверстниками.
В целом, как утверждает опрос, семеро из десяти хотели бы иметь более богатого и влиятельного отца. Среди известных персонажей, которые подошли бы им в качестве такового, молодые люди отдали предпочтение знаменитому телеведущему Паоло Бонолису, за которым следуют премьер-министр Сильвио Берлускони, президент «Феррари» Лука Монтедземоло и почему-то министр здравоохранения Джироламо Сиркия, больше подходящий по возрасту в дедушки.
Впрочем, главы итальянских семейств давно не имеют иллюзий по поводу своих обязанностей. Год назад суд отказал отчаявшемуся папаше, пытавшемуся освободиться от выплат алиментов своему 30-летнему сыну. Тот уже несколько лет остается безработным, отказываясь от предлагаемых ему мест под предлогом, что все они не отвечают его ожиданиям.
═
Рим