0
868
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.03.2005 00:00:00

Легкое дыхание

Тэги: омара портуондо, концерт


омара портуондо, концерт Доброе лицо и домашняя естественность Омары Портуондо покоряют публику не меньше, чем ее мощный и виртуозный голос.
Фото предоставлено ООО «Пальмира Энтерпрайзис»

Омару Портуондо принято описывать как «статную пожилую даму», даже красавицу (это уже скорее вежливость). Я увидела на сцене черноволосую, чернобровую и, по контрасту, светлолицую женщину с подобием прически гейши; такую прическу называют еще «чеховским пучком», ее носят и школьные завучи, и театральные администраторы, и даже некоторые сотрудницы бухгалтерий.

На женщине был длинный жакет из чего-то розового и сверкающего, в попсово-эстрадном стиле, но видно было, что одежда эта удобна, нигде не стягивает и не утягивает.

Широкие плечи, спина, которая вызывает мысли о мануальной терапии, поясница, на которую так и просится теплая шерсть, искривленные артритом ноги в шелковых серых штанах, золотые туфли на плоской подошве вроде тех, которые носят дома. И совершенно домашнее выражение лица. «Ну вот, я давно хотела приехать к вам, наконец-то и доехала. Не спрашивайте меня, как я себя чувствую, все отлично, отлично. Я вам сегодня буду петь. Вот эти люди – они мой оркестр. Любимые мои мальчики, девочки. Такие талантливые! Так прекрасно играют, поют. Они гораздо талантливее меня, старухи. А вы сами-то не поете? А почему сидите так чинно, рядками, не встаете, не танцуете? Раз уж вы купили эти дорогие билеты, пришли сюда, – ну и погодка, доложу я вам, снег с дождем! – давайте уж тогда веселиться, так, что ли. А то и поплачем┘»

Омаре Портуондо семьдесят четыре года, не кот чихнул. На сцену поставили столик, накрытый белой скатертью; иногда она присаживается, подпирает рукой голову, слушает импровизацию своего саксофониста. Отдыхает. Но как разойдется, может и подтанцевать. Не то чтобы этот танец поражал изяществом. И все-таки видно: танцевать для этой кубинской женщины так же естественно, как петь хабанеру и босанову или, скажем, красить губы.

Омара Портуондо – одна из тех «кубинских старичков», которые получили мировую известность благодаря американскому музыканту и продюсеру Рэю Кудеру.

Он собрал команду из музыкантов, известных еще до революции. Многим из них было уже за семьдесят, за восемьдесят и даже за девяносто лет – с тех пор некоторые из них уже умерли, причем буквально на сцене. А тогда они были в статусе «легенд», кто-то уже давно перестал выступать. Ибрагим Феррер, например, работал чистильщиком обуви.

Что же касается Омары Портуондо, то она хотела закруглять с карьерой и красиво уйти на покой. В старой и бедной гаванской студии они записали диск Buena Vista Social Club, который был задуман как эдакий прощальный аккорд, а стал сенсацией и началом всемирного триумфа так называемой world music, получил в 1997 году премию «Грэмми», многомиллионный тираж, а на следующий год появился фильм Вима Вендерса, в котором Омара Портуондо и Ибрагим Феррер поют песню Silencio: если цветы в саду увидят мою грусть, они завянут и умрут┘ В глазах Омары появляются слезы, а Ибрагим берет из кармана платок и нежно их вытирает.

Фильм тоже называется Buena Vista Social Club (это переводят как Светский клуб Buena Vista).

Не нужно быть человеком, подкованным в музыкальной грамоте, чтобы заметить, что голос Омары Портуондо обладает широчайшим диапазоном и потрясающей гибкостью (не говоря уж о выразительности и проникновенности). И что она умеет хрипеть и шептать, как, наверное, никто из нынешних джазовых певиц, а еще она умеет басить не хуже Эллы Фицджералд и пробирать своим пением до самых печенок, а может смешно нежничать: «Ромааашки спрятаальись, поникли льютикии┘» Но вся прелесть в том, что она как будто может ничего этого и не делать. Она даже не исполняет, а как бы просто напоминает песню: «а вот Mania Mambo. А сейчас Flor de Amor. А вот Hermosa Habana, помните? Ну конечно, помните! Я тоже ее очень люблю┘» Микрофон отставляет подальше. Сдерживает голос, гасит верхние ноты, как Джельсомино. Потому что – чего хвастаться-то? Я Омара Портуондо, шестьдесят лет на сцене, меня и так все знают. Она поет не горлом, не грудью, не животом, как учат в вокальных классах. Не знаю, чем поет, – душой, наверное. Чистой энергетикой, вроде как ангелы. Доброе лицо, дурацкий розовый кафтан, удобные золотые тапки на больных ногах, легкое дыхание, домашняя естественность какой-нибудь бабы Розы или тетки Марины на деревенской свадьбе – все вместе потрясает даже больше, чем ее мощный и виртуозный голос. Больше, чем шоу, и больше, чем искусство, – явление величественной, идеальной, невероятно красивой старости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
782
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости