Вопрос: ездят ли метросексуалы в метро?..
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Некоторые, правда, все еще путаются в понятиях. Ошибочно думают, что метросексуалами называют тех несчастных, которые получают особое удовольствие от поездок на метро в час пик, за что и бывают биты сумочками наименее робких пассажирок. В сумочках нередко лежат увесистые, на плотной мелованной бумаге журналы, и эти журналы, как женские, так и мужские, уже разъяснили своим аудиториям, что метросексуал есть истинный герой нашего времени: молодой мужчина, житель большого города, располагающий деньгами и свободным временем, нарциссически влюбленный в себя и свой стиль жизни, завсегдатай бутиков и салонов красоты, знаток брэндов, идеальный потребитель. Термин придуман еще в 1994 году, но только недавно стал таким пугающе популярным. На днях вот я обнаружила, что ближайший к моему дому книжный магазинчик, специализирующийся на учебной литературе, весь увешан плакатами, рекламирующими серию «Метросексуал» издательства «Амфора». При этом самих книг в магазине не обнаружилось. Пожилая продавщица в очках с диоптриями не меньше плюс двенадцати перерыла все полки и не нашла ни одного экземплярчика. «Все раскупили! Ну, о-о-очень хорошо их берут. Но вы не расстраивайтесь, должны быть новые поступления». Я не очень расстроилась, но вечером зашла в другой книжный магазин – большой и оживленный. Там на самом видном месте стоял специальный стеллаж, оформленный в красно-синей гамме: «Подарки настоящим мужчинам!» – остался с 23 февраля, как я думаю. Подарочный ассортимент оказался таков: несколько компиляторских футбольных энциклопедий, том «Возрождение геральдики России», «Боевые искусства Китая и Японии», «Ваши питомцы: лошади», вся изукрашенная старославянской вязью «Русская охота». Истинно джентльменский набор. Под кого, интересно, его составляли? Должна же была быть какая-то ролевая модель. Никита Сергеевич Михалков, что ли┘ Толстенный и дорогущий «Подарок депутату и будущему депутату» (!) двусмысленно притулился хоть и рядышком, но в сторонке. Зато целые две книжки из серии «Метросексуал», ничуть не стесняясь, заняли место между «Русской охотой» и «Возрождением геральдики». Майкл Флокер, «Метросексуал. Гид по стилю», 238 руб., обложка цвета гиацинта, украшенная портретом молодого брюнета; и Питер Хайман, «Метросексуал поневоле», 207 руб., обложка цвета давленой клубники – с блондином. Как бы в полусне я купила обе книги и поехала домой на метро.
«Метросексуал. Гид по стилю» имел подзаголовок «Учебник для современного мужчины» и предварялся эпиграфом из Оскара Уайльда: «Мы все в помойной яме, но некоторые из нас смотрят на звезды». После краткого теоретического экскурса в нем были изложены очень конкретные вещи простым и доходчивым языком. Не дуйте на суп и не чавкайте. Когда режете мясо, птицу или рыбу, не измельчайте всю порцию сразу, а отрезайте разом не более двух кусочков и отправляйте их в рот по одному. Никогда не смейтесь собственным шуткам. Лучше быть чуть более нарядным, чем следует, чем чуть менее нарядным. Самый верный способ найти свой стиль – ходить по магазинам, ничего не покупая. Важнейший вопрос: «Пьют ли метросексуалы пиво?» Ответ: «Да, пьют. Но, разумеется, всегда предпочитают европейские марки отечественным». Если к вам приближается незнакомец или незнакомка, держа в руках винную карту, велика вероятность, что это сомелье. Не надо называть метрдотеля «гарсон». Никогда не заказывайте кетчуп. Никогда не просите в ресторане молоко, не забывайте, что вы взрослый человек┘ Ну и тому подобное. В главе «Как назначить свидание» учат вести «игру глазами»! В то же время нельзя сказать, что эта книга совсем бесполезная. Я даже подумывала подарить этот так называемый «Гид по стилю» своему старшему сыну – панку (он, правда, говорит, что он не панк, а неформал, но я не могу понять разницу). Остановило опасение, что, ознакомившись с текстом, мой дорогой мальчик начнет с утроенной силой предпочитать отечественное пиво, дуть на суп, рыгать и чавкать, – в общем, делать все, чтобы и близко не сойти за метросексуала┘ В этих невеселых раздумьях я приступила к ознакомлению с подозрительно-клубничным Питером Хайманом. Текст оказался на удивление вменяемым, даже забавным. Уже на 49-й странице сообщается, что некоторые мужчины готовы отказаться от своих изысканных вкусов, лишь бы на них не навешивали ярлык с сомнительной буквой «М». Кстати, гиацинтовый «Гид по стилю» в этой книжке жестоко высмеивается.
Думаю, ситуация такова: волна вокруг метросексуализма уже перешла свою высшую точку. Еще, конечно, поиграются с этой игрушкой, но только потому, что пока не придуман и не продуман новейший «социальный тип».
Следите за прессой.