Дети не спрашивают Снегурочку, откуда она взялась. Они просто радуются празднику.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Запах хвои и мандаринов, детское подсознательное ожидание чуда, счастливого обновления жизни – Новый год, который приводит Деда Мороза и Снегурочку. Он, как и эти сказочные персонажи, родом из СССР. Любимый советский праздник, единственный лишенный идеологической нагрузки. Может, потому и самый любимый. А может, потому, что подсознательно воспринимался пусть как исковерканное, но Рождество. Псевдоним Рождества.
24 января 1918 года был введен новый стиль. Новый год наступал теперь не вслед за Рождеством, а до него, что нелепо. Но вскоре все это потеряло значение, потому что запретили праздновать не только Рождество, но и Новый год. Решением партактива ВКП(б) под запретом с 1926 года оказались и елки. Какие там елки, если некий поэт в те годы опубликовал такой стишок:
Тот, кто елочку срубил,
Нас грешнее всех раз
в десять:
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить.
Вовсе не «мир на земле и благоволение в человеках», а совсем наоборот.
Но через десять лет, когда страна превратилась в сплошной ГУЛАГ, когда каждый день каждого советского человека мог оказаться последним, почему-то новогоднюю елку помиловали. В «Правде» появилась статья, призывавшая «положить конец неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей». Автор этой статьи, крупный партийный деятель Павел Постышев, через два года будет расстрелян. Но призыв возродить елки, предварительно согласованный со Сталиным, возымел действие. И в 1937 году в Колонном зале Дома союзов была установлена пятнадцатиметровая елка.
Для праздника необходимо было разработать соответствующий ритуал. Ничто не должно было напоминать о Рождестве. Никаких Младенцев, никаких волхвов с дарами, никаких рождественских звезд, никаких ангелов. Тут-то на сцену и вышли Дед Мороз и Снегурочка. Собственно, Дед Мороз появлялся еще до революции, в начале ХХ века, как елочная игрушка, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла в витринах, даритель елки и подарков и даже как участник школьной елки для сирот и детей из бедных семей в 1910 году. Он соответствовал западным Санта-Клаусу, Перу Ноэлю. Но если те означали святого Николая, то Дед Мороз – персонаж дохристианской восточнославянской мифологии. Дохристианская, языческая фигура – это как раз подходило советскому идолопоклонству. Кроме того, на слуху было некрасовское: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».
Однако елка ведь устраивалась для детей – нужно было что-то специфически детское. Но не Младенец же! Придумали Снегурочку. Источником, очевидно, послужила сказка А.Н. Островского, а может, и опера Римского-Корсакова. У Островского Снегурочка – дочь Мороза и Весны, девушка, жаждущая полюбить и погибающая от любви. Советская Снегурочка – бесполое и безродное существо. Главное – не мальчик, что принципиально, так как исключает ассоциации с Младенцем. И родителей у нее нет. Тоже чтобы без ассоциаций. Вот – дедушка, возможно, даже неродной. В Стране Советов к этому времени было полным-полно детей, родители которых безвестно сгинули. И хорошо, если находились какие-нибудь дедушки, бабушки или дяди-тети, пусть и неродные, чаще же дети попадали в детский дом для отпрысков врагов народа и их заставляли забыть родительскую фамилию. Может, тот, кто придумал сиротку Снегурочку, отчасти имел в виду незавидную участь этих детей.
Снегурочка впервые появилась как спутница Деда Мороза на елке в Колонном зале в ставшем нарицательным 1937 году. Так потом и повелось: девушка или девочка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Прижилась, как и Дед Мороз, как и общественные елки, которые стали обязательной принадлежностью зимних детских праздников.
Все мы выросли на этих елках, замирали в ожидании при словах: «Раз-два-три – елочка, гори!», старательно пели бессмертную «В лесу родилась елочка» и другие незамысловатые песенки, плясали вокруг елки. А какое счастье охватывало, если повезет и в хороводе удастся взять за руку Снегурочку!
На домашних елках обходились обычно без Снегурочек, роль Деда Мороза исполнял чей-нибудь папа, иногда с большим мастерством и вдохновением. В последние годы все чаще заказывают на дом профессиональных Морозов и Снегурочек. Правда, случаются огорчения, например, один мальчик увидел из окна, как Снегурочка перед дверью в подъезд, торопливо затянувшись, лихо отбросила сигарету и смачно сплюнула. Хорошо еще, он не услышал, как смачно она выругала Деда Мороза, нетвердо державшегося на ногах. Но это так, мелочи. В каждой работе свои трудности.
Не надо снобизма. Будем благодарны за нехитрые детские радости, за Деда Мороза с ватной бородой, за сиротку Снегурочку. Она единственная в мире, это наше национальное достояние. Конечно, такая елка – не рождественская. Но вокруг этой светской елки собираются вместе дети, как говорится, разных народов. И, может быть, это ростки мира на земле и благоволения в человеках.