«Дорогой виртуальный дневник, хочу признаться...»
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вопрос в кроссворде: что объединяет «Живой Журнал», «Исповедь» Руссо и шестовой стриптиз? Начинается на «Э», заканчивается на «-изм», часто употребляется в языке подростков с городских окраин в значении «извращение», «изврат», что, в свою очередь, означает нечто неоправданно усложненное и при этом, с точки зрения говорящего, безобразное. Уф.
Продышавшись после столь долгого (и довольно косноязычного, как ни старалась этого избежать) периода, продолжу, однако же, мысль. Ну так вот. Говорить об эксгибиционизме в отношении «Исповеди» Руссо можно, поскольку эта тема там очень уж непосредственно заявлена. Можно, видимо, говорить о некоем душевном эксгибиционизме героя «Записок из подполья». Но вещи вроде LiveJournal.com или передачи «Живой Журнал» на канале ТНТ лучше все-таки провести по разряду «новой искренности». А не то получится, что ворчишь, как старая бабка. (Старые бабки частенько бывают туши свет какими искренними. Приходишь к такой бабке, допустим, купить козьего молока, видишь ее натурально второй раз в жизни, а она тебе такое поведает об особенностях своего пищеварения, что впору бежать куда-нибудь на Марс, где вообще людей нет, одни немые камни. Но надо ли пояснять, что бабкина искренность – самая что ни на есть старая. Потому что, во-первых, она ни на йоту художественно не осмыслена, а во-вторых, случись бабке выступать по телевизору или еще как-то транслировать свою речь массам, бабка станет очень сдержанной, приличной и станет передавать приветы родным.)
А что такое «новая искренность» – этого точно никто не знает, но все про это говорят. Что называется, идея носится в воздухе. Я знаю по меньшей мере девять человек, которые придумали «новую искренность», каждый по отдельности, независимо друг от друга. Один из них – мой собственный муж.
«Новая искренность» – нечто неотразимо симпатичное. Ни разу не слышала, чтобы кто-то высказался против «новой искренности». Хотя когда один известный художник круга московского концептуализма написал очень на самом деле искреннюю книгу про отношения со своей бывшей женой и – что всех особенно потрясло – с бывшей тещей (нормальные сексуальные отношения, хоть и без особой гривуазности), от него чуть ли не все знакомые отвернулись. Я говорила: «Но вы же за «новую искренность», разве нет?» А они говорили: «Но есть же какой-то предел».
Только моему мужу эта книга очень, очень понравилась.
Хотя не сказать, что это обстоятельство сильно порадовало меня. Скорее насторожило.
А еще у меня есть подруга, которая страстно (не подберу другого слова) ведет дневник в «Живом Журнале» (LiveJournal.com, а впрочем, можно уже, кажется, и не пояснять, что такое Живой Журнал, все и так знают). И вот она заводит себе через «Живой Журнал» некоего френда, и поскольку оба живут в Москве и имеют общий круг общения, у них завязывается вполне себе невиртуальный роман, сильно подкрепляемый, впрочем, перепиской в ЖэЖэ. И в один малопрекрасный момент моя подруга читает в дневнике своего возлюбленного, что он сильно влюблен в некое третье лицо. Это – в духе «новой искренности» или нет? А еще бывает так: скажут – посмотри жэжэ такого-то известного журналиста, там интересное описание таких-то событий. Открываешь, а там описание его интимнейшей ссоры с неким жж-юзером (следует перекрестная ссылка), который на самом деле его жена. И у нее тоже описание этой ссоры, еще более интимное. И очень хорошо представляешь себе, что вот они высказались оба прилюдно (каждого читают десятки человек одних только френдов, а еще и случайные люди вроде меня), высказались от души – и помирились. И, главное, это стопроцентно не мистификация – самая что ни на есть искренняя искренность, такие вещи за километр видно.
От публичной искренности кайф и релакс, говорят, больше, чем от настоящей тайной исповеди или визита к психоаналитику. «Понимаете, – объясняет участница передачи «Живой Журнал» на канале ТНТ, – рассказываю я о каких-то мелких-мелких своих переживаниях. Камера у меня дома стоит, я в комнате одна. Но потом, я знаю, за моим монологом на экране будут наблюдать тысячи людей. И от этого все мои мелкие обстоятельства становятся такими большими! Это необыкновенно приятно».
«Трагедия «маленького человека» в произведениях русской классической литературы» – я помню, мы писали в школе такие сочинения. Сейчас я бы предложила такую тему: «Трагедия и комедия маленького человека в телепередачах «Знак качества» и «Живой Журнал». Я, пожалуй, и напишу его, это сочинение. В следующий раз.