Сотни волгоградцев собрались 31 октября на набережной имени Владимира Высоцкого, чтобы посмотреть на необычное зрелище: к берегу подходило судно, надстройки которого венчали три позолоченных купола с православными крестами. Это был храм-корабль "Князь Владимир", освящение которого совершил в этот воскресный день митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев).
Впрочем, жителей Волгограда плавучей церковью не удивишь: "Князь Владимир" стал третьим надводным храмом в епархии. Когда 13 лет назад епархия была выделена в самостоятельную церковно-административную единицу, здесь было около четырех десятков действующих храмов. В духовном плане Волгоградская область представляла поистине "выжженную землю". Еще в те годы, когда она называлась Сталинградской, здесь были физически уничтожены жители, наиболее крепко державшиеся местной традиции - казачества. После Великой Отечественной войны восстанавливать из руин Сталинград, а позже рыть Волго-Донской канал приезжали мигранты со всей страны, также не отличавшиеся религиозностью.
За последние годы число храмов в епархии увеличилось примерно в шесть раз. Однако, по мнению епархиальных властей, для области с трехмиллионным населением этого мало. Самым печальным было то, что во многих населенных пунктах строительство собственного приходского храма являлось просто нереальным или из-за малочисленности жителей или от нехватки средств. И вот тогда-то и пришла в голову одному из волгоградцев замечательная идея: построить передвижную церковь. Плавучую.
Владимир Корецкий родом из Кременчуга. На Волгу приехал после окончания института. В годы перестройки занялся бизнесом, сегодня он возглавляет Волгоградскую транспортную компанию. Владимир Иванович - натура увлекающаяся: летом 1996-го по благословению владыки Германа он доплыл на крошечной яхте из Волгограда аж до берегов Канады и причалил в Торонто. Но это было настоящим испытанием, которое по силам только морскому волку. В Атлантике, когда очередной шторм должен был вот-вот потопить яхту, Корецкий дал обет построить плавучую церковь.
Инициатива оказалась как нельзя более кстати: по территории Волгоградской области проходят три важнейшие водные артерии - Волга, Дон и Волго-Донской канал. На их берегах много поселков без церквей. Корабль, даже средних размеров, все-таки сооружение внушительное, и на нем вполне реально соорудить помещение для нескольких десятков молящихся. Вдохновлял инициаторов и пример из истории: в начале XX века по Волге ходила плавучая церковь "Святой Николай".
После того как был найден спонсор строительства - им стал базирующийся в Германии католический фонд "Помощь Церкви в беде", - работа закипела. Летом 1998 года отправился в первое плаванье по Дону храм-корабль "Святитель Иннокентий", построенный на базе обычного дебаркадера.
Плавучий храм передвигался по реке с помощью буксира. В каждом населенном пункте, а их на пути "Святителя Иннокентия" было 28, плавучая церковь стояла по нескольку дней. На месте очередной стоянки священнослужители отправлялись по домам и в сельсовет, приглашая на богослужения. Многие жители сел, не имевших своих храмов, приняли крещение на борту плавучей церкви, там же они смогли исповедоваться и причаститься.
В 2000 году была построена вторая плавучая церковь "Святитель Николай", которая курсирует по Волго-Донскому каналу, а в период между навигациями стоит возле военного городка Мариновка, выполняя роль приходского храма.
Но оба плавучих храма имели существенный недостаток: созданные на базе барж, они могли передвигаться только с помощью буксира. Неутомимый Корецкий решил построить третий корабль-храм - на этот раз самоходный. Через некоторое время был найден подходящий вариант - бывший десантный корабль "Олекма", к тому времени уже "вышедший в отставку" из ВМФ и исполнявший мирные функции на Волге. Конструкция корабля оказалась идеальной для миссионерских рейсов: он может вплотную подходить к берегу в самых мелких местах. В носовой части расположена аппарель - опускающийся мост, изначально предназначенный для десантирования бронетехники, теперь она может превращаться в мостки для прохода в храм молящихся.
Бывший десантный корабль отличается высокой надежностью: у него два дизельных мотора и электрогенератор. В отличие от двух первых плавучих церквей это судно может ходить по Волге и Волгоградскому водохранилищу, на берегах которых остается много деревень и поселков, не имеющих своих храмов.
Храм было решено освятить в честь св. князя Владимира, небесного покровителя инициатора создания плавучих церквей Владимира Корецкого. Сам же корабль имеет и второе имя. По предложению митрополита Германа он был назван "Отец Веренфрид" в честь основателя фонда "Помощь Церкви в беде" священника Веренфрида Ван Страатена (1913-2003) - одного из самых известных католических благотворителей ХХ века. В 1997 году, узнав о планах Корецкого, Ван Страатен сказал, что одного плавучего храма на Волге будет мало - нужен целый миссионерский флот. Сегодня, после освящения "Князя Владимира", можно сказать, что эти слова голландского священника сбываются.
Пока еще неизвестно, куда отправится "Князь Владимир - отец Веренфрид" в свое первое плавание. Возможно, маршруты будут простираться даже за пределы Волгоградской епархии в соседние Астраханскую, Элистинскую и Саратовскую. Инициаторы создания плавучих церквей очень хотят, чтобы храм-корабль дошел до самых отдаленных деревень и поселков по берегам великой русской реки.