Кончина Ясира Арафата знаменует смену эпох в жизни народов Ближнего Востока. На протяжении более чем сорока лет он был одним из немногих лидеров арабского мира, которые, используя время от времени исламскую риторику в политической борьбе, все же оставались вождями национального движения, не замыкавшегося сугубо на религии. Но при обсуждении последнего события в жизни публичного политика, т.е. похорон, религиозная тема опять вышла на первый план.
Пока бывший террорист и лауреат Нобелевской премии умирал во французском военном госпитале Перси, его соратники разработали сценарий погребения: торжественное прощание в Каире с приглашением глав государств и правительств и захоронение на территории его резиденции в Рамалле, в специальном мавзолее. Как это часто бывает, действительность несколько отличалась от предварительного плана: прощание в Каире прошло спокойно, а вот в Рамалле во время похорон погибли 15 человек и был скомкан заранее спланированный ритуал прощания.
Десятки тысяч палестинцев устремились к резиденции "Муката", чтобы увидеть, как гроб с телом их лидера опустят в могилу из мрамора и камня. А когда прах Арафата привезли из египетской столицы, где в первой половине дня прошла церемония государственных похорон, толпа около получаса не давала вытащить гроб из вертолета. В результате толчеи, давки и беспорядочной стрельбы пострадали более 100 человек.
Всю ночь рабочие готовили в Рамалле могилу под деревьями, рядом с остатками зданий, разрушенных в свое время израильской армией. При погребении в могилу бросали землю из иерусалимской мечети Аль-Акса, где, как надеются палестинцы, Арафат когда-нибудь будет перезахоронен, согласно его завещанию. Муфтий Иерусалима Акрама Сабри издал фетву (официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозноправовому вопросу. - "НГР") о "будущем перезахоронении" останков председателя ООП в Иерусалиме. В фетве говорится, что перезахоронение праха Арафата "не потревожит дух покойного". Однако то, что не тревожит дух почившего раиса (вождя), вселяет большую тревогу в души многих израильтян, в том числе премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.
Дело в том, что мечеть Аль-Акса на Храмовой горе не раз становилась яблоком раздора в арабо-израильском конфликте. В последние годы исламские святыни в Иерусалиме были камнем преткновения в конфликте Израиля не только с палестинцами, но и со всем арабским миром. Наиболее ярко это проявлялось во время периодических попыток прийти к соглашению между Израилем и Палестинской автономией, чтобы положить конец противостоянию. Какими бы сложными ни были разногласия между сторонами конфликта, почти во всем удавалось найти компромисс.
Но вопрос, кому принадлежит Иерусалим, Старый город и Храмовая гора, неизменно оставался неразрешенным. "Ты можешь предложить мне все, - говорил Арафат президенту Клинтону летом 2000 года во время Кэмп-Дэвидской конференции, - независимое государство, беженцев, Яффо и Хайфу в придачу. Без Хара-а-Шариф (мусульманское называние Храмовой горы. - "НГР") ничего не будет. Я отвечаю за это не только перед палестинским народом, но и перед всем мусульманским миром. Я не имею права отказаться даже от миллиметра земли в этом месте".
Именно из-за неразрешимости вопроса Храмовой горы и владения ею, по свидетельствам всех без исключения участников переговоров, все попытки достичь мира на Святой земле последовательно провалились. Как ни парадоксально, но два национальных движения - еврейское и палестинское (в массе своей секулярные) оказались заложниками многолетних околорелигиозных мифов.
Старый город был освобожден (а с палестинской точки зрения оккупирован) Израилем в результате Шестидневной войны 1967 года. Слова "Храмовая гора в наших руках", прорвавшиеся сквозь шум и треск радиостанций, стали символом победы. На Храмовой горе, согласно иудейской вере, более двух тысяч лет назад возвышался Иерусалимский храм (у подножия горы сохранилась его Западная стена - стена Плача). Не одно столетие храм был символом рассеянной по миру еврейской нации. Тогда, в 1967-м, военная победа как никогда, казалось, приблизила воплощение многовековой мечты.
Однако на протяжении многих веков, когда евреи жили в рассеянии, Храмовая гора была в руках то христиан, то мусульман. Шесть столетий спустя после разрушения второго Иерусалимского храма и изгнания крестоносцев на Святую землю пришли мусульмане. В годы их владычества на горе появились две крупнейшие святыни ислама - мечеть Омара и мечеть Аль-Акса. Мусульмане верят, что мечеть Аль-Акса отмечает место, откуда Пророк Мухаммад вознесся в рай. Иерусалим вообще и Храмовая гора в частности стали для мусульман третьей святыней наряду с Меккой и Мединой. В попытке не допустить превращения национального конфликта в религиозный израильские власти не реализовывали победу и де-факто не утвердили власть Израиля на Храмовой горе. Управление там осуществляет мусульманский совет "Вакф", а Израиль лишь контролирует внешнюю безопасность и обладает юридическим суверенитетом, никак в реальной жизни не проявляющимся.
Согласно еврейскому закону (Галахе), до прихода Мессии (Машиаха) и построения Третьего храма евреям запрещено подниматься на Храмовую гору. Долгие годы среди религиозных еврейских общин шли споры на эту тему. В стране немало верующих иудеев, которые считают, что построение нового Иерусалимского храма должно быть делом рук человеческих. В 1984 году была арестована группа еврейских религиозных экстремистов, готовивших взрыв мечети Аль-Акса в качестве первого шага по "очищению" горы от мусульман и подготовки стройплощадки.
Позже появилось религиозно-политическое движение "Верные Храмовой горы". Ежегодно в девятый день месяца Ава по еврейскому календарю, в день, когда все верующие иудеи оплакивают разрушение храма, члены этого движения вопреки существующему религиозному запрету пытаются подняться на гору и водрузить там первый камень будущего, Третьего иерусалимского храма. Их попытки неизменно пресекаются полицией, но движение "Верных" вызывает немалый общественный резонанс.
Несмотря на то что израильское владение Храмовой горой было и остается в основном формальным и евреи туда не допускаются, требование палестинцев о передаче им полного суверенитета в этом святом для Израиля месте неприемлемо для израильского руководства. Ни та ни другая сторона не готовы окончательно расстаться с частью своего религиозного и национального достояния.
В 2000 году во время трехсторонних переговоров между Арафатом, премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и президентом США Биллом Клинтоном соглашение о статусе Храмовой горы так и не было достигнуто. Напротив, вскоре вспыхнула "интифада Аль-Аксы", длящаяся по сей день. Мечеть стала главным поводом к войне, вызванной не столько религиозной нетерпимостью, сколько политическими причинами. Формальным поводом к интифаде стал визит израильского премьера Шарона на Храмовую гору, которым политик нарушил разом и договоренность с палестинцами о непосещении евреями Горы, и соответствующий иудейский религиозный запрет.
Четыре года спустя, после многочисленных терактов, направленных против мирного населения Израиля и ответных действий израильской армии, от которых также страдает мирное население Палестинской автономии, вопрос о Храмовой горе по-прежнему остается не только одним из самых сложных, но и в силу своей религиозной специфики почти неразрешимым. А стремление соратников Арафата выполнить его завещание и захоронить его прах на Храмовой горе может привести к очередной эскалации конфликта на Ближнем Востоке.
На данный момент правительство Израиля выступает категорически против захоронения Арафата в Иерусалиме, тем более на Храмовой горе - как лаконично выразился Шарон, это может произойти "только через мой труп". Таким образом, похороны Арафата стали еще одной политической акцией, направленной на конфронтацию между евреями и арабами. Остается надеяться, что компромисс будет найден, и национально-политический конфликт не перерастет в религиозный.
Иерусалим