«Почему же этот дом называется Белым?» – «Да потому, что выкрашен в белый цвет» (из объяснения экскурсовода).
Фото Reuters
«Достаточно велик для двух императоров, Папы Римского и Великого Ламы» – эти слова одного из «отцов-основателей» американского государства Томаса Джефферсона относятся к особняку, в котором он проживал по должности, – Белому дому. Глядя на здание на снимке или даже побывав внутри него, всякий усомнится в правильности слов третьего президента США. Не такой уж это дворец. Скорее всего Джефферсон просто злословил из творческой ревности: большой знаток архитектуры, он сам под псевдонимом принял участие в конкурсе на особняк главы государства, но проиграл.
Место для дома выбрал первый президент Соединенных Штатов Джордж Вашингтон. Под руководством Вашингтона и Джефферсона, тогда госсекретаря, прошел архитектурный конкурс на проекты Капитолия и Президентского особняка. Из 9 проектов лучшей признали работу Джеймса Хобана, архитектора, иммигранта из Ирландии. Двухэтажный дом в стиле неоклассицизма очень походил на Лейнстер-хаус в Дублине (ныне одно из помещений ирландского парламента).
Дом по адресу 1600 Пенсильвания-авеню строили 8 лет. Когда в него в 1800 году въехал второй американский президент Адамс, его жена Абигейл жаловалась, что из-за недоделок в доме нельзя жить. И использовала помещение для аудиенций (Восточный зал) для сушки белья.
Здание называли Президентским домом и Особняком главы исполнительной власти. Для жены четвертого президента Джеймса Мэдисона Долли это был Президентский дворец. Из него Долли спешно вывозила на повозках картины и ценную утварь при эвакуации столицы во время войны 1812 года.
Да, у американцев была своя война 1812 года – воевали с Англией, бывшей метрополией, пытавшейся восстановить свою власть. Война длилась три года. В 1814 году англичане захватили Вашингтон и подожгли оставленный хозяевами Президентский дом. Летняя гроза, правда, затушила огонь, но поздно – от здания остались лишь закопченные внешние стены, сложенные из вирджинского известняка.
Еще три года здание восстанавливали и ремонтировали. Закопченные стены покрасили белой краской. С тех пор здание стали называть Белым домом. Однако понадобилось еще 90 лет, чтобы это название стало официальным. Это произошло в 1902 году при президенте Теодоре Рузвельте.
Белый дом неоднократно перестраивался и расширялся. Он обзавелся портиками с северного и южного фасадов, из двухэтажного превратился в трехэтажный. Особенно большие работы, главным образом по укреплению структуры здания, были проведены в 1949–1952 годах при президенте Гарри Трумэне.
Ныне третий и частично второй этажи служат личными покоями президентской семьи. Помещения первого и большей части второго используются для представительских целей: Синяя, Красная и Зеленая гостиные (по цвету обоев), Восточный зал и Зал госприемов.
Если перестройку здания затевали президенты, то обновление интерьера традиционно оставалось сферой интересов первых леди. Особенно крупные улучшения во внутреннем убранстве были проведены по инициативе Жаклин Кеннеди и Нэнси Рейган. Интересно, что г-жа Рейган в оправдание грандиозного обновления (стоимостью в 1 млн. долл. – по большей части за счет частных пожертвований) громогласно объявляла, что Белый дом «принадлежит народу».
Еще при Теодоре Рузвельте произошел развод между Белым домом как резиденцией «первой пары» и Белым домом как офисом президента – под последнее соорудили одноэтажную пристройку – Западное крыло. В нем находятся самые известные внешнему миру помещения, связанные с функционированием американской администрации – Овальный кабинет, в котором работает президент США, зал заседаний кабинета министров с «именными» креслами (отставной министр может взять его с собой «на память»), Рузвельтовский кабинет, ситуационная комната в подвале и пресс-офис, расположенный на месте бывшего крытого бассейна.
Сейчас Белый дом включает 132 зала и комнаты различного размера (в том числе 54 – в основном здании), большие подвальные помещения, в том числе бомбоубежища, территорию в 18 акров (7,3 га), включая цветочные посадки (Розовый сад под окнами Овального кабинета), лужайку, использующуюся для посадки вертолета и различных церемоний на открытом воздухе.
Первоначально строительство Белого дома обошлось в 232 тыс., что составляет в нынешних деньгах 2,4 млн. долл. В настоящее время здание оценивается в 25 млн. долл, а весь его участок – в 314 млн. долл.
В Белом доме как объекте сходятся полномочия сразу нескольких государственных служб. Национальная служба парков отвечает за содержание здания и прилегающей лужайки, военное ведомство – за вертолеты и иной транспорт, в структуру Пентагона входит и управление связи Белого дома. Ежедневно безопасность Белого дома обеспечивают сотрудники Секретной службы – до 100 полицейских и три десятка «агентов» – оперативных работников. Эта служба входит в структуру Министерства финансов США.
Как живется в Белом доме его главным обитателям – президентской чете? Многое зависит от характера «первой пары» и ее уклада жизни. Если верить мемуарам президентов и их жен, рассказам близких сотрудников, для многих президентов и их жен в тягость жизнь, «как в аквариуме» – на глазах у многочисленной охраны и прислуги. Некоторых очень тяготит своеобразная изолированность, вызванная особым властным положением президента. Показательно, что Гарри Трумэн, решительно действовавший в вопросах и внешней, и внутренней политики, в Белом доме остро чувствовал одиночество. «Если вы захотите в период жизни в Вашингтоне завести друга – купите собаку», – желчно советовал он американцам.
В то же время Джеральд Форд, как человек более простой, получал удовольствие от жизни в Белом доме, где практически все запросы удовлетворялись внимательным персоналом. «Как место для жизни Белый дом оказался гораздо более приятным, чем я ожидал», – отмечал Форд в своих мемуарах.
Учитывая, что в Белом доме жили все американские президенты, кроме Джорджа Вашингтона, в нем произошло много такого, что стало событием и прочно вошло в американскую историю. Но было и много всякого иного. И свадьба одного из президентов, и много свадеб их детей, и многотысячные инаугурационные гулянки и даже бунт на прилегающей лужайке (участников Партии вигов в 1841 году). Была, говорят, даже корова, которую держали, чтобы поить одного из президентов свежим молоком.