0
1546
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Экуменическая обитель

Александра Карелина

Об авторе: Александра Петровна Карелина - искусствовед.

Тэги: монастырь бозе, богословие, конференции


Маленькая деревушка Бозе расположена в красивейшем месте в предгорьях итальянских Альп около городка Маньяно, между Миланом и Турином. Здесь уже более 35 лет существует христианская община, известная всему миру.

Ее основание совпало со Вторым Ватиканским Собором, взявшим курс на творческое обновление Католической Церкви, и монастырь Бозе стал одним из лидеров этого движения. В обители живут мужчины и женщины, католики, протестанты и даже один православный.

Вот уже 12 лет в сентябре в Бозе проходят международные богословские конференции на темы православной духовной традиции - греческой и русской. В этом году в Бозе, как обычно, съехались ведущие специалисты из разных стран. Тема греческой сессии называлась "Святой Афанасий и монашеская традиция Афона", русской - "Иисусова молитва в русской духовной традиции XIX века".

Учредителями конференции стали монастырь Бозе и Московский Патриархат, который представлял епископ Вологодский Максимиллиан (Лазаренко). В числе участников этого форума были также епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Венский Илларион (Алфеев), профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, профессора Киевской духовной академии. Светские богословские учебные заведения представляли Библейско-богословский и Свято-Филаретовский институты.

Кроме Патриарха Московского свои приветствия участникам конференции прислали патриархи Константинопольский, Антиохийский, Сербский, Румынский, Католикос всех армян, а также глава Англиканской Церкви. Естественно, среди участников были представители этих Церквей.

Были зачитаны многочисленные приветствия от Римско-Католической Церкви, в частности от кардинала Вальтера Каспера, возглавляющего комиссию по единству Церквей. Все это свидетельствовало о высоком статусе конференции и большом внимании к ней со стороны практически всех христианских конфессий.

Сегодня, когда отношения между Церквами грозят превратиться в своего рода холодную войну, такие конференции, не только редки, но и драгоценны, как та жемчужина из евангельской притчи, за которую не жаль отдать целого состояния. Дух конференции, как и дух самого монастыря Бозе, необыкновенно мирный и творческий, способствовал плодотворной научной дискуссии.

В центре дискуссии была Иисусова молитва - "умное делание", интерес к которому возродил в России старец Паисий Величковский. В течение всего XIX века эта тема поднималась в трудах Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, оптинских подвижников, а также в произведениях русских духовных писателей. Конечно, в центре обсуждения стояло анонимное произведение XIX века "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу", популярное в России.

Исследовательница русской литературы и духовности Нина Каучишвилли, постоянно живущая в Италии, начала свой доклад "Молитва и безмолвие" с минуты молчания в память Сергея Аверинцева. Сергей Сергеевич неоднократно бывал в Бозе, а его исследования переводились на итальянский язык. Хочется отметить доклады священников Михаила ван Париса из Шевтоньского Крестовоздвиженского монастыря (Бельгия), Андрея Луфа из Дарема (Англия) и Михаила Плекона из Нью-Йорка. Краткое выступление основателя монастыря Энцо Бьянки, открывшее русскую сессию, свидетельствовало о том, что традиция "умного делания" для западных людей (хотя бы тех, кто был на конференции) не только предмет научной рефлексии. Этот опыт востребован, он может дать современному человеку чрезвычайно много. В наш век разрушительного многословия молитвенное молчание "умного делания" может оказаться созидательным для того, чтобы вывести человека на путь общения с Богом.

Мы привыкли противопоставлять западную духовность и восточную, католичество и православие, одну Церковь - другой. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что на Западе и на Востоке христиане, независимо от своей конфессиональной принадлежности и исторических традиций, оказываются лицом к лицу с одной и той же проблемой: как сохранить свою веру в мире, который уже ни во что не верит.

Монастырь Бозе, по признанию участников конференции, - это маленький оазис Царства Небесного. И не только потому, что он расположен в красивой местности и все в нем устроено с большим вкусом (монахи сами пишут иконы, делают мебель, выращивают фрукты и овощи), но и потому, что община живет простым, здоровым, смиренным духом. Всего монахов и монахинь здесь около 80 человек. Есть филиалы или подворья в городе Бари (Италия) и на Святой земле.

Двенадцать лет здесь проходят конференции на тему православной духовности, которые посещают священнослужители и ученые из России. Что увозят русские участники конференций домой - только лишь хорошие воспоминания и благодарность за гостеприимство? Не является ли экуменическая деятельность монастыря Бозе (как, впрочем, и других научных и молитвенных центров, которых в Европе немало) игрой в одни ворота? Не слишком ли странна такая позиция для русских - пользоваться гостеприимством братьев и лобызаться с ними в Европе, а по возвращении в Россию отзываться об этом мероприятии с большим скепсисом?

Слово "экуменизм" сегодня в русской православной среде стало ругательным, хотя оно значит не более чем движение к единству христиан (а не к объединению или смешению!). Экуменическими, т.е. вселенскими назывались Соборы; Вселенским, т.е. экуменическим, именуется Патриарх Константинопольский. И конференции в Бозе также называются экуменическими, потому что собирают христиан разных традиций для совместных размышлений над общим наследием. Под силу ли российским церковным деятелям сделать, например, в Троице-Сергиевой лавре конференцию по духовности Франциска Ассизского или богословию Фомы Аквинского? Весьма сомнительно...

После каждой конференции Энцо Бьянки и его братья выпускают сборники докладов. Хочется надеяться, что эти небольшие, но очень ценные книжечки будут в библиотеках духовных семинарий и академий, богословских вузов, монастырей и храмов.

Конференция длится только одну неделю, а весь остальной год монахи молятся, как им и положено. Они как малая свеча в мире тьмы, но сказано: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1628
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1014
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
731
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1004

Другие новости