Тем, кто никогда не бывал в Израиле, может показаться, что практически все израильтяне - верующие иудеи: по субботам не работают, свинины не едят, заповеди Моисея соблюдают. Но в действительности все не совсем так. В Израиле так много святых мест, что у некоторых израильтян уже не осталось ничего святого. Одни верят в какой-нибудь космический разум или исповедуют тантру, йогу и прочие экзотические культы, другие вообще считают себя атеистами.
Однако на Земле обетованной еще остались те, для кого святыни по-прежнему преисполнены высшего смысла. Для израильских христиан до сих пор Вифлеем озаряет рождественская звезда, а Иерусалим - город, на тесных улочках которого еще звучит эхо шагов Иисуса из Назарета.
Израильские христиане - это не только арабы, армяне и греки, но и бывшие наши соотечественники: русские родственники репатриантов, а иногда и крещеные евреи, которые прибывают в Государство Израиль, несмотря на то что израильское законодательство преграждает им путь на историческую родину.
В "Законе о возвращении", принятом в 1950 году, сказано: "Каждый еврей имеет право на возвращение в Израиль". Двадцать лет спустя в этот закон была внесена следующая поправка: "...за исключением человека, бывшего евреем и добровольно изменившего свое вероисповедание". За эту поправку некоторые евреи-христиане обиделись на еврейское государство. Многие из них не желают, надев крест, отказываться от своих еврейских корней. Израиль все-таки позиционирует себя как демократическое государство, и подобный подход многим кажется дискриминационным, к тому же согласно законам иудаизма дети, рожденные от матери-еврейки, могут хоть креститься, хоть мантры читать до полного просветления - они имеют право в любой момент вернуться к традиции и вере своих предков.
Попытка израильских властей "лишить еврейства" евреев-христиан, естественно, вызвала ответные действия. Так как атеизм в Израиле не считается религией, то еврей, не верующий ни в Бога ни в черта, имеет право на репатриацию. Этой лазейкой в законе и воспользовались многие христиане. Конечно, отрекаться от веры нехорошо, но тем не менее многие объявляют себя атеистами при заполнении анкеты для получения разрешения на репатриацию. Переселившись в Израиль "атеисты" тут же оказываются католиками, православными или протестантами, и, получив все полагающиеся новым репатриантам льготы и ссуды, начинают посещать ближайшую христианскую церковь.
Многие христиане-репатрианты жалуются на то, что сталкиваются в своей эмигрантской жизни с определенными трудностями. Христианство в Израиле лучше не афишировать, особенно если ты еврей, а не араб, армянин или грек. Некоторые заботливые мамаши мастерят своим детям чехольчики для крестиков - чтобы в школе не видели, что надето у ребенка на шее. Если увидят - могут не только на смех поднять, но и доложить в социальную службу, призванную защищать права детей. А если работники данной службы узнают, что мамаша вместо того, чтобы кормить ребенка вкусной и здоровой пищей, заставляет его молиться и поститься, они могут прибегнуть к достаточно жестким мерам. Израильское правительство считает, что подрастающее поколение является главным богатством страны и его воспитание - дело не только родителей, но и всего общества, которое все-таки в основном придерживается несколько иных религиозных ценностей.
Говорят, что истинная демократия - это не власть большинства, а защита меньшинства. В этом смысле положение евреев-христиан в Израиле далеко от идеального. Это в таких странах, как Великобритания, Германия или США государству все равно, кто во что верит, - лишь бы человеческих жертв не приносили и терроризмом не занимались. На Земле обетованной вопрос веры стоит настолько остро, что многие теряют веру вообще. Согласитесь, трудно приходится крещеному еврею с соответствующей фамилией, внешностью и биографией, которого его соплеменники не считают своим. Иногда из таких тихих еврейских мальчиков получаются яростные православные экстремисты, сторонники идеи "всемирного жидомасонского заговора" и прочих сомнительных конспирологических теорий, но это скорее исключение, чем правило.
Многие евреи-христиане выбирают себе совсем иные ориентиры и авторитеты. Например, Освальда Руфайзена, более известного как брат Даниель. Во время Второй мировой войны он, будучи антифашистом, скрыл свое еврейское происхождение и проник в гестапо. Через девять месяцев работы в секретной полиции рейха, Руфайзен организовал побег трехсот евреев из гетто под городом Гродно. После войны он принял католичество, стал кармелитским монахом - братом Даниелем - и переехал в Израиль, где много лет был пастырем общины евреев-христиан при церкви Св. Иосифа в Хайфе. Он объединил вокруг себя носителей разных культур и традиций. К нему приходили люди, которые в странах исхода были католиками, православными, протестантами. Руфайзен не считал, что все его прихожане автоматически становятся римо-католиками, он говорил: "Здесь мы находимся у истоков христианства, здесь нет места разделениям".
Еврейское государство так и не признало брата Даниеля евреем. Кстати, той самой поправкой в законе о возвращении, которая преградила путь евреям-христианам на историческую родину, мы обязаны именно судебному иску "Руфайзен против Государства Израиль".
Конечно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и евреям, верующим в Христа как в Мессию, стоит тысячу раз подумать, прежде чем репатриироваться в Израиль. В конце концов можно посетить Святую землю в качестве паломника. Но если очень хочется, будучи православным или католиком, переехать на постоянное место жительства в Государство Израиль, то будьте готовы к тому, что ваша вера перестанет быть вашим личным делом. Например, рабочая неделя в Израиле начинается с воскресенья и заканчивается в четверг. Так что могут возникнуть проблемы с посещением храма. Впрочем, тут все зависит от лояльности работодателя. Если ваш начальник - ортодоксальный иудей, он вряд ли придет в восторг. Уж лучше, если он окажется евреем-атеистом. Или верующим в космический разум, которому одному под силу разобраться во всех хитросплетениях израильского общества.