Здравствуй, Порт-Артур!
Советские моряки в освобожденном городе.
Не все помнят, наверное, что после 1945 года у нас было два Дня Победы и оба были выходными днями. То есть и сейчас их два, но поскольку 3 сентября – День Победы над империалистической Японией (так он официально назывался) – давно уже не выходной день и практически не отмечается на государственном уровне, то он все дальше уходит в тень главного и теперь уже почти единственного Дня Победы.
Все предвоенные 30-е годы проходили под знаком противостояния не с Германией еще, а именно с Японией. На границе постоянно была атмосфера стычек и провокаций, переходящих в прямые военные столкновения. Граница была, собственно, не с Японией, а с Китаем, но большая часть его территории, включая Маньчжурию с якобы независимым государством Маньчжоу-Го, была оккупирована Японией. Командиры частей Квантунской армии просто обязаны были проводить повседневную учебу в полевых условия, пересекать границу и вступать в бои местного значения с Красной Армией даже без специального приказа сверху.
Рассказы и кинофильмы того времени о пограничниках показывали чаще всего именно дальневосточную границу. В газетах тогда искали прежде всего два заголовка: «На фронтах Испании» и «Военные действия в Китае». Значительная часть ресурсов нашей страны расходовалась на укрепление границы, а также на прямую помощь руководимому Чан Кайши Китаю – оружием, военными советниками. Существовали и так называемые освобожденные районы Китая – уже под руководством Мао Цзэдуна, и им тоже надо было помогать.
Напряжение на границе продолжалось и во время Отечественной войны, несмотря на заключение в апреле 1941 года Пакта о ненападении с приехавшим в Москву японским министром иностранных дел. Сталин придавал такое значение этому договору, что специально приехал провожать министра на вокзал, чего раньше никогда не делал даже в отношении глав государств. На прямое вступление в войну Япония действительно не решилась, несмотря на призывы и требования Гитлера, обещавшего за это отдать ей Дальний Восток и половину Сибири. Есть документы – карты с линией разграничения германских и японских вооруженных сил (между Омском и Новосибирском), – легко было делить шкуру неубитого медведя.
Причиной относительной сдержанности Японии были не пакт и не самурайская честь, а тот разгром, которому подверглась японская армия в 1939 году на реке Халхин-Гол, на территории союзной нам Монгольской Народной Республики – единственного, собственно, нашего союзника вплоть до июня 1941 года. Япония сочла Монголию слабым и лишним звеном в нашей обороне, вторглась довольно большими силами, и первые схватки были в ее пользу. Комкору Жукову, впервые проявившему себя полководцем, потребовалось время, чтобы собрать и сгруппировать силы, потом последовало трехдневное настоящее сражение. Сам Жуков даже после Отечественной войны назвал его самым ожесточенным и интенсивным в своей жизни. Тогда на небольшой сравнительно площади боя были сосредоточены огромные для того времени массы войск, включая сотни танков и самолетов. Красная Армия победила (за ценой, как всегда, не постояли), японские генералы после этого не могли предстать перед императором и сделали себе харакири, а оставшиеся в живых хорошо запомнили этот урок. Это позволило осенью 1941 года перебросить с Дальнего Востока полнокровные дивизии, решающим образом повлиявшие на исход Московской битвы.
А дальше, на Ялтинской конференции великих держав, союзники, уже воевавшие с Японией с полным напряжением сил, добились от Сталина обещания о нашем вступлении в войну с Японией через три месяца после окончания войны в Европе. Это позволило, в свою очередь, добиваться уступок от союзников по другим спорным вопросам.
И вот еще в разгар нашей изнурительной войны на западе началась психологическая подготовка к новой войне. Этому я сам был свидетелем в сибирской эвакуации. Были реанимированы обиды Русско-японской войны 1904–1905 годов. На всех оркестровых площадках, в кинотеатрах перед сеансами, по радио все чаще исполняли вальсы «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны». Быстро и большим тиражом был издан исторический роман Степанова «Порт-Артур», где были ясно показаны бездарность царских генералов, коварство японцев и мужество русских солдат.
Пакт о ненападении с Японией был заключен на пять лет. За год до его окончания Советский Союз официально предупредил Японию, что пакт не будет продлен. Через полгода после этого (но за полгода до истечения срока действия пакта), 8 августа 1945 года, Японии была объявлена война, и 9 августа Советская армия перешла границу и всей мощью обрушилась на Квантунскую армию. А 6 августа, как известно, была взорвана американцами атомная бомба над Хиросимой и 9 августа – в Нагасаки. Совпадение неслучайное!
Наша война с Японией была короткой, победоносной и велась на чужой территории – все, как обещалось еще до 1941 года. В Сибири работали потом полмиллиона пленных японцев, отпущенных через несколько лет и подписавших при этом благодарственное письмо Сталину. Командование Квантунской армией тоже было пленено, и в 1948 году в Хабаровске состоялся суд над японскими военными преступниками. Но их обвиняли не в подготовке и проведении агрессивной войны как таковой, а в подготовке на территории Маньчжурии бактериологической войны. «Научный руководитель» этих работ, Ясуи, успел скрыться в Японии и не был выдан трибуналу, а генералы получили сравнительно небольшие сроки заключения в обмен на сотрудничество с судом и следствием.
2 сентября 1945 года – день подписания акта о капитуляции Японии перед четырьмя державами, а 3 сентября был объявлен праздником, Днем Победы и выходным днем, и несколько лет отмечался по всей форме. Но потом он все дальше уходил в тень первого и главного Дня Победы. Через несколько лет после войны этот день перестал быть выходным, а теперь вообще не упоминается в календарях.
К тому же мы отказались подписать Сан-Францисский мирный договор в 1951 году. И только в 1956 году была подписана Декларация о прекращении состояния войны между СССР и Японией, а мирный договор так и не подготовлен до сих пор. Именно в 1951 году была упущена возможность юридически закрепить за СССР Курильские острова. Напомним также, что Мао Цзэдун получил из наших рук все оружие разгромленной Квантунской армии и другую помощь, что позволило ему победить в гражданской войне Чан Кайши, которому помогали Соединенные Штаты. И в 1949 году была образована КНР, что было бы просто невозможно без победоносного участия СССР в войне с Японией.
Возвращаясь к потерянному и забытому второму празднику Победы, заметим: количество праздничных выходных дней не изменилось, и вот вопрос для передачи «Что? Где? Когда?»: куда девался «сэкономленный» выходной день? Не все помнят и большинство женщин не подозревают, что взамен был объявлен выходным праздничный день 8 Марта, до этого таковым не являвшийся.
Но вспомним все же ту «незнаменитую», хотя и победоносную с начала до конца войну (что нечасто было в истории России), имевшую свои жертвы и своих героев.