Некоторые раввины в Израиле - чуть больше, чем раввины, они еще и государственные служащие. Это относится прежде всего к работникам местных религиозных советов, без которых на Земле Обетованной не обходится ни одно более или менее значимое событие в жизни еврея. Именно религиозные советы занимаются выдачей необходимых бумаг (так называемых "сертификатов кошерности"), удостоверяющих, что мясо забитого скота или консервированные оливки соответствуют всем строгим иудейским нормам. А без этого сертификата производитель не может отправить свою продукцию в магазин - ее там попросту не примут.
Магазинов, торгующих некошерными продуктами, в Израиле не так уж много и, несмотря на все набирающую темпы секуляризацию жизни, они не очень популярны среди большинства израильтян. Это скорее уступка тем репатриантам, которые на доисторической родине привыкли к докторской колбасе и прочим "некошерным" изыскам. Остальные израильтяне, среди которых достаточно много атеистов, по-прежнему предпочитают питаться в соответствии с законами Торы. И вот теперь множество мелких производителей поставлены в весьма трудное положение: в Израиле началась бессрочная забастовка раввинов.
Кроме прекращения выдачи сертификатов кошерности, израильтяне теперь испытывают куда более великие трудности, когда надо похоронить родственника или справить свадьбу в соответствии с иудейским обрядом. Работники религиозных советов заявили, что ни похоронят и не поженят ни одного еврея, пока правительство не погасит задолженность по зарплате в размере 300 млн. шекелей (около 67 млн. долларов). Именно такую солидную сумму составляет их жалование, которое им не платили в течение последних лет.
Неприятности у бедных раввинов начались с того, что в 2000 году премьер-министр Израиля Эхуд Барак ликвидировал Министерство по делам религий. Как утверждали сторонники секуляризации, это стало большим шагом вперед по пути приближения Израиля к цивилизованным светским странам. Однако отделить религию от государства, основанием которого служит Закон Моисеев, так же трудно, как разделить сиамских близнецов: требуется тяжелая, опасная операция и длительное лечение.
После упразднения Министерства по делам религий местные религиозные советы были переданы в введение местных муниципалитетов. Казалось бы, все логично: веками раввину платили те, кто непосредственно пользовался его услугами. Но из-за разразившегося в Израиле кризиса муниципалитеты сами начали испытывать трудности с финансированием. Именно в этот роковой момент раввинам перестали платить зарплату. Вероятно, чиновники думали, что ни электрик, ни водопроводчик не будет работать без денег, а раввин, на то он и служитель Божий, чтобы немножко потерпеть.
Какое-то время раввины терпели. Несколько раз за это время они предупреждали, что их дело плохо. Например, в декабре 2003 года работники государственной похоронной службы, к этому моменту уже два года не получавшие зарплату, распространили заявление, в котором с прискорбием сообщили о "кончине жалованья". Так они начали кампанию для привлечения внимания общественности к своему тяжелому положению, которое усугубляется еще и тем, что по моральным соображениям и в соответствии с принципами иудаизма они считают себя не вправе начать забастовку.
В Израиле все работники похоронной службы являются глубоко религиозными евреями. В заявлении, однако, было сказано: "Нам придется прекратить совершать похороны, иначе скоро придется хоронить нас самих". Раввин Давид Шапиро, член религиозного совета Иерусалима, сказал по этому поводу: "Вчера в кнессете перед нами захлопнули дверь. К нам отнеслись с презрением и недостойно. Между тем тысячи семей, имеющие детей, не могут себя прокормить. Так не управляют государством! Иногда я не понимаю, где я нахожусь: во сне или в Содоме?"
После этих призывов в ситуацию вмешалась великая и могучая Всеизраильская конфедерация профсоюзов "Гистадрут", членами которого являются все государственные служащие. В январе 2004 года его руководитель Амир Перец провел встречу с главными раввинами Израиля Шломо Амаром и Йоной Мецгером. В ходе встречи обсуждались различные пути воздействия на Минфин с целью вынудить их погасить многомесячные долги по зарплатам полутора тысячам работников раввинских советов. После завершения встречи глава "Гистадрута" заявил журналистам, что "оказал содействие главным раввинам страны в подготовке списка забастовочных санкций, которые смогут стать действенным инструментом убеждения".
После этого последовало несколько предупредительных трехдневных забастовок и вот теперь - бессрочная. Бастующие предупредили граждан, что погребальные услуги будут предоставляться только в тех городах, где имеются частные ритуальные фирмы.
Есть опасения, что забастовка помешает началу нового учебного года во многих израильских школах, открытие которого не обходится без участия раввина. А невыдача сертификатов кошерности ударит не только по производителям, но и по хозяевам гостиниц и ресторанов. Словом, пострадает и без того потрепанный кризисом и войной с терроризмом израильский бизнес.
Многие израильтяне с пониманием отнеслись с забастовке раввинов. В конце концов евреям не привыкать к поиску компромиссов и выходов из безнадежных положений. Те, кто хочет пожениться, могут съездить на остров Кипр или немного подождать, пока правительство найдет деньги, чтобы расплатиться с раввинами. Другое дело мертвые: в отличие от влюбленных они ждать не могут. Согласно иудейским обычаям покойник должен быть похоронен в день смерти, в крайнем случае - на следующий.
Там, где нет частных похоронных агентств, родственникам приходится самостоятельно рыть могилы. А поминальные молитвы читают военные или полицейские раввины, которые не принимают участия в забастовке.