Славяно-русских язычников правильнее называть "неоязычниками" - так их обычно и называют религиоведы и этнографы. От исторических язычников их отличает прежде всего реконструкция мифологем и обрядов, философских и мистических представлений, свойственных традиционным "этническим" религиям.
Внутри русского неоязыческого сообщества существует два идейных полюса, к которым тяготеют большинство групп и общин. Один полюс - это фольклорно-игровое язычество, сходное с толкиенизмом и "ролевыми играми" военно-исторических клубов, другой полюс - язычество политическое, имеющее сугубо национал-патриотическую и даже шовинистическую окраску.
В конце апреля 2004 г. в Калуге в помещении филиала Тимирязевской академии прошел съезд одной их самых крупных ассоциаций русских политических язычников - Союза Славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ). В съезде приняли участие 90 делегатов из России, Украины и Белоруссии. По этому случаю съезд был объявлен Первым международным. В Калугу были приглашены и общины "этнических религий" из Польши, Словакии, Болгарии, но "братья-славяне" не сумели приехать по причине отсутствия то ли денег, то ли виз.
В "Персональном приглашении", которое служило основанием для присутствия на съезде, говорилось: "На Съезде нежелательны: члены Круга языческой традиции (КЯТ), космополитической организации воинствующих интернационалистов; инглинги как представители организации, дискредитирующей возрождающееся Славянское движение, а также прочие болтуны, демагоги, провокаторы, христиане и сумасшедшие. Нежелательных на Съезде лиц будет удалять Служба безопасности".
В итоге мероприятие прошло, как считают организаторы, "в сугубо деловом, спокойном настрое", если не считать того, что некой даме, с трибуны призвавшей сносить христианские кладбища, пришлось отключить микрофон, пока она не призвала к чему-нибудь еще более духоподъемному. Но в целом участникам съезда удалось отстоять "чистоту рядов", не допустив к себе тех фольклорных язычников, которые обитают преимущественно в интернете, а их "общины" состоят обычно из 3-5 человек (а то и одного - владельца сайта и пророка-вероучителя по совместительству).
Не то чтоб фольклористы совсем чужды политике, но их национал-патриотические взгляды не имеют такого радикального накала, как у политязычников. Вожди и идеологи фольклорного язычества время от времени считают необходимым отмежеваться от "нацизма и национал-шовинизма" и увещевать в соответствующем духе "паству". Но так как основной мотив обращения в неоязычество - ущемленное национальное самолюбие, не позволяющее поклоняться чужому "еврейскому Богу", то адептов такие увещевания не особо впечатляют, а иногда толкают в объятия языческих национал-радикалов.
К политическому язычеству - национал-радикальному, ксенофобскому, зачастую не чуждому открытого антисемитизма и расизма ближе всего московская редакционно-издательская группа "Русская правда" (Александр Аратов - Огневед), группа общин "Содружество Доброслава" (Алексей Добровольский - волхв Доброслав), Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) "Память", петербургские "Союз Венедов" (газета "Родные просторы"; Московская славянская языческая община Сергея Шошникова, петербургская газета "За Русское дело!", московская издательская группа "Витязь" (запрещенная за экстремизм газета "Русские ведомости").
Не то чтоб политические язычники совсем чужды фольклору и мифологическо-этнографическим штудиям, но борьба с идейно-политическими "оккупантами" для них существеннее, чем строгание идолов по картинкам из книг академика Рыбакова и пляски вокруг пней. В своих многочисленных малотиражных листовках политязычники ведут суровый бой с "оккупантами", которых они именуют "жидомасонами" или "иудеохристианами".
Идейным центром политических язычников сейчас является редакционно-издательская группа "Русская правда", выпускающая и распространяющая одноименные газету и журнал, а также "Протоколы сионских мудрецов", "Майн Кампф", брошюры "Расовая гигиена в национал-социалистической Германии", "Иисус Христос - гомосексуалист" и т.п.
Стиль публикаций газеты "Русская правда" характеризует, например, статья, под названием "Взорвали московскую синагогу": "...взрыв никакого ущерба евреям не нанес. Наоборот, легкие травмы получили строители-ремонтники с Украины. Мы осуждаем подобный терроризм. Патриоты так не взрывают!"
Часть политических язычников еще в июле 1997 г. объединилась в Союз славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ). Ядром ССО СРВ стали Калужская славянская община (некогда отпочковавшаяся от Московской славяно-языческой общины волхва Селидора - Александра Белова) и рязанский "Союз славян".
На начало 2004 г. ССО СВР объединял 13 неоязыческих групп и общин, а также отдельных лиц. Бессменным главой ССО является основатель Калужской славянской общины Вадим Казаков. Верховный жрец ССО СРВ в настоящее время - Мирослав Киселев (Орел), руководитель Совета по общественным связям - Александр Аратов (Москва), в руководство входит также Валерий Демин (Омск).
Несмотря на объединяющую политязычников ненависть к евреям и христианам, все эти мелкие группы и общины бесконечно враждуют между собой.
Поклонников группы "ВсеЯСветной грамоты" в изданиях других политических неоязычников часто называют "несусветными грамотеями" и "РАкомольцами" (РА в рамках концепции "грамотеев" - "солнечный" священный слог, который следует писать исключительно прописными буквами, например: РАСея (в смысле Россия).
Одна из старейших неоязыческих сект "Союз Венедов" раскололась не так давно надвое из-за "хохляцкого вопроса". Сам вероучитель и вождь секты Виктор Безверхий-Остромысл полагал великороссов недостаточно чистыми славяно-арийцами и разрешал им считаться в лучшем случае младшими, но никак не старшими братьями украинцев. После смерти Остромысла его ближайший ученик Алексей Тищенко стал педалировать этот полутайный аспект ведического учения. Другой ближайший ученик волхва Остромысла, Виктор Иванов, счел это хохляцкой ересью и изгнал ересиарха и его сторонников из доставшейся ему в наследство ведической газеты "Родные просторы". В запале полемики венеды Иванова стали доходить до утверждений, что малороссы не настоящие славяне, а порченые, с турецко-татарской и даже еврейской примесью. После этого венеды Тищенко создали еще одну ведическую газету "Ярь", которая защищает честь и достоинство украинской нации.
На апрельский съезд в Калуге, который рассматривался как объединительный, не были приглашены многие группы язычников-националистов, другие были приглашены, но не приехали, например, владивостокская секта "Щит Симаргла", Виктор Корчагин, обе группы венедов ("Родные просторы" и "Ярь"). Дальневосточные и некоторые сибирские язычники не доехали из-за финансовых проблем, Корчагин отсутствовал из-за того, что находится под подпиской о невыезде из-за очередного уголовного дела по ст. 282 (возбуждение национальной вражды).
На съезде в Калуге политязычники определили свое место в рамках национал-патриотического движения. В конце января этого года Казаков и Аратов как представители ССО участвовали в учредительном съезде Русского освободительного движения "Национал-державный путь России" (РОД НДПР), созванном по инициативе Национально-державной партии России (НДПР).
В феврале ССО вошел в состав РОД НДПР, отказавшись, правда, присоединиться к Севастьянову и Терехову, поскольку те поддерживали кандидатуру Сергея Глазьева на президентских выборах.
Калужский съезд политических язычников одобрил вступление ССО в РОД НДПР "как организацию, зарекомендовавшую себя последовательными действиями по защите прав и интересов русского народа".