0
740
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.06.2004 00:00:00

После «Намедни»

Тэги: парфенов, намедни, телевидение


парфенов, намедни, телевидение Леонид Парфенов всегда воплощал стиль эпохи.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Был конкретный повод – впрочем, довольно мутный. Старшеклассница заявилась на его урок с опозданием, с банкой алкогольного коктейля в одной руке и мобильным телефоном в другой; телефон громко звонил, девушка вела по телефону оживленные беседы, прихлебывала из своей банки, вообще вела себя нагло┘ Он сорвался, наорал чуть ли не матом, она расплакалась, побежала жаловаться директору. Выгнали обоих: ее исключили, а его уволили. Школьники пытались поднять волнения в поддержку обожаемого Царя (так они его звали), но это быстренько пресекли. Сказали, что кто будет задавать про NN много вопросов, того тоже исключат. Абсурд, конечно, тем более что и школа-то была довольно либеральная среди прочих; но дети вообще склонны верить в возможность любых против них репрессий. Опять-таки, этому их косвенно учили уроки истории, преподаваемой тем самым Царем.

И еще: они сами как-то смутно чувствовали, что Царь слишком ярок и хорош для школьной рутины, чтобы быть правдой. Так что, хотя это увольнение произошло неожиданно и скоропостижно, оно вроде бы их и не удивило.

Поразило по большому счету только одно-единственное заявление, сделанное, что характерно, учительницей литературы. «Понимаете, – сказала она, – NN нравилось работать в школе. А нормальному учителю в школе нравиться не должно!»

Ну вот, я рассказала.

И теперь я – в тупике. Потому что прекрасно понимаю, что на этого давно уже занимающегося своим мотоциклетным бизнесом Царя-NN всем читателям по большому счету наплевать. А слово «увольнение» вот уже вторую неделю ассоциируется с одной фамилией – Парфенов. И получается, что я рассказала вроде бы не просто историю, а какую-то чуть ли не притчу, и все, что было сказано про NN, – это на самом деле про уволенного ведущего программы «Намедни».

Но только это не так.

Если бы я хотела зачем-то придумать притчу про Парфенова (не представляю, для чего бы это делать), я придумала бы что-то другое. А получилось наоборот: уволили Парфенова, и я сразу вспомнила про байкера-историка. Общее, что ни говори, есть: про «Намедни» тоже сейчас многие говорят, что она была слишком прекрасна, чтобы существовать долго. И эта замечательная фраза: «Нормальному учителю не должно нравиться в школе┘» Парфенову и парфеновцам делать телесюжеты определенно нравилось. Очень нравилось. Даже до самозабвения некоторого.

Но только сейчас понятно: в этом их восторге упоенья было что-то уже не сегодняшнее. Что-то┘ «взглядовское», я бы так сказала. Старомодно-романтическое. С неверным ответом на вопрос: журналист – функционер или личность? Предельно верный ответ на сегодня дают даже не Сенкевич и Герасимов, а абсолютно циничные молодые профессионалы, которые делают ток-шоу на каналах ТНТ и СТС.

Покойный Андрей Донатович Синявский любил повторять, что у него с советской властью не политические, а стилистические разногласия, – то же самое, наверное, может сказать Парфенов о своих отношениях с Putin-style. (Более того, ситуация с «антикорпоративным» интервью «Коммерсанту» и размещение снятого с эфира материала в интернете – типичный «тамиздат».) У Парфенова получается совершенно какая-то диссидентская биография, хотя он, возможно, к этому вовсе и не стремился┘ А Синявский – стремился ли? Тоже вроде бы нет.

Наиболее распространенная реакция моих знакомых на ситуацию: «Жалко, конечно, что «Намедни» закрыли. Но, может, и к лучшему – не надо будет в воскресенье вечер на телевизор тратить!»

Картина окружающего мира без «Намедни» станет, видимо, менее интересной, но зато более цельной. То же самое можно сказать и о ландшафте средней школы, освобожденной от учителя NN. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Журналист – это прежде всего не личность, а функция. Волга впадает в Каспийское море. В эфире информационная программа «Время». Газета – это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но и коллективный организатор. Вдова демократа первого призыва Собчака выступает с требованием ввести лицензирование интернет-доменов.

Безусловно: телевидение не должно быть «интересным» или, тем более, «смелым» – в этом есть глобальная стилистическая неправильность. Телевидение должно быть скучным и противным «ящиком, который нас смотрит» – вот это будет стилистически верно.

Нормальному учителю не должно нравиться работать в школе.

Государство – машина подавления.

Как написал (понятное дело когда) Митя Волчек:

Только детские книги читать,
только «Голос Америки» слушать┘

У моей подруги чахлая комнатная антенна мистическим образом ловила только «Намедни» – теперь она с облегчением говорит, что может эту антенну вообще выбросить и смотреть только видео.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
513
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
308
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости