Российских путешественников манят самые опасные вершины.
Фото Валерия Киселева (НГ-фото)
Японские любители экстремальных горных восхождений были недавно сильно удивлены, когда обнаружили на вершине знаменитого африканского вулкана Килиманджаро, прославленного Эрнестом Хемингуэем, совершенно незнакомый им флаг. Японцы долго гадали, что за дерево изображено на флаге: Эвкалипт? Баобаб? Африканская сакура? Дерево оказалось липой. И попало оно на высочайшую гору Африки прямиком из Липецкой области России. Этот «сувенир» в Танзанию привезли сами липчане. Таким образом они отметили 50-летие своей области.
Руководил экспедицией в Африку, в снега Килиманджаро, коренной липчанин Валерий Сушков. Радиоинженер по образованию (закончил Ленинградское высшее радиотехническое училище), 11 лет назад он основал международный клуб радиолюбителей-путешественников «Русский Робинзон», президентом которого и является. Валерий – мастер спорта по радиоспорту, участник радиоэкспедиций на острова Арктики, Дальнего Востока, Южной Америки, директор проекта «Арктика и Человек». Последние 10 лет Сушков принимает самое активное участие как в российских, так и в международных экспедициях. В свои 33 года он был на Северном и Южном полюсах, посетил все континенты планеты. Валерий Сушков – автор и организатор выставки «Антарктида и человек», организатор первой дайвинг-экспедиции «Липецкая одиссея», автор проекта «Липецкий туристический сервер».
Восхождение на Килиманджаро Валерий Сушков готовил основательно. В группе, руководимой Сушковым, было еще 4 человека: альпинист, оператор, радиолюбитель и журналист. Поначалу, когда Валерий предложил своим товарищам отметить 50-летие родной губернии таким восхождением, они не поверили, что это всерьез: мол, с таким же успехом мы могли быть приглашены на прогулку с динозаврами или на пикник на один из спутников Марса. Но Валерий был серьезен и обстоятелен. Убеждал примерами предшественников, в том числе соотечественников, например, Рихарда Рейша, известного ученого-африканиста, священника и миссионера. Рихард Рейш – российский немец, родившийся на Волге и всю жизнь считавший себя русским, участвовал в гражданской войне на стороне белых, покинул Россию в 1918 году, а начиная с 1927 года более 30 лет жил в Танганьике и служил в лютеранской миссии у подножия Килиманджаро. Рейш совершил более 40 восхождений на Килиманджаро, первым заглянул в кратер вулкана. Этот кратер носит его имя. Чем же «русские робинзоны» хуже Рихарда Рейша?
Сушков убедил друзей. В группу вошли: профессиональный альпинист Геннадий Хрюкин, за плечами которого множество покоренных горных вершин Кавказа, Памира и Тянь-Шаня, профессиональный кинооператор Борис Мамлин, участник многих экспедиций, в том числе и горных, радиолюбитель-путешественник Валерий Петров, совершивший «радиооткрытия» нескольких островов в Белом море и на Онежском озере, и, наконец, профессиональный журналист Андрей Новиков.
– Вулкан Килиманджаро расположен в 300 км к югу от экватора, – рассказывает Валерий Сушков. – Он имеет 3 отдельные вершины: Шира (3962 м), Мавензи (5149 м) и Кибо (5895 м). Кибо – «спящий», но не потухший вулкан. На северных и южных склонах Кибо лежат каскады ледяных террас – это и есть «снега Килиманджаро». Высшей точкой вершины Кибо является пик Ухуру.
Этот пик и вознамерились покорить Валерий Сушков и его «русские робинзоны». Знатокам известно, что самое лучшее время для восхождения на Килиманджаро – это периоды с июня по октябрь и с декабря по февраль. Валерий Сушков повел группу зимой: как-никак свой полувековой юбилей Липецкая область отмечала именно зимой, в январе. Маршрут разрабатывался долго и тщательно: за 5 дней пешком нужно было преодолеть более 100 км. На плечах рюкзаки в полный человеческий рост со всем необходимым – от противомалярийных таблеток до радиоаппаратуры и запасных комплектов питания.
– Мы планировали выходить в эфир экспедиционным позывным 5Н2VS на частотах 14150 и 14190 кГц, – продолжает свой рассказ Валерий Сушков. – И все получилось замечательно: когда достигли промежуточного лагеря Хоромбо на высоте 3700 метров, развернули экспедиционную радиостанцию, штыревую антенну и в 20.00 по московскому времени вышли в эфир...
Радиолюбители всего мира могли услышать: «Слушайте участников горной экспедиции клуба «Русский Робинзон» из Африки».
Самыми сложными в покорении Килиманджаро были последние 1000–1200 метров. Горная болезнь: пульсирующая головная боль, ломота во всех суставах, ночь без сна, утром обжигающий глоток горячего супа для подкрепления. И последнее крутое восхождение, когда «русские робинзоны» шли к вулкану, огибая кратер по часовой стрелке. Ноги скользили. Сопровождающие гиды предупреждали на суахили: «Поле-поле», что означало «медленнее». Передвигались и медленно, и очень осторожно. Потом откуда-то «вынырнула» деревянная доска с надписью: «Поздравляем. Вы на пике Ухуру. Танзания. 5895 м. Высшая точка Африки. Добро пожаловать».
Валерий Сушков тут же связался с Липецком и сообщил, что «Русский Робинзон» покорил Килиманджаро.
– Потом мы достали отмеченный особой печатью флаг Липецкой области, – вспоминает Валерий. – Флаг водрузили на самом пике Ухуру. Красное полотнище с цветущей липой на пяти зеленых холмах.
Сегодня Валерий Сушков занят разработкой новых маршрутов. Друзья Сушкова утверждают, что его проекты никогда не были (да и не могут быть) простыми и тривиальными. На Луну? Полетим на Луну. Так устроен Валерий Сушков. Когда он не в небе, не в горах, не в джунглях, не в дебрях Амазонки, а у себя дома, в родном Липецке, он вроде бы не путешественник, а бизнесмен, генеральный директор фирмы «Панорамаклуб», но одно из главных направлений ее деятельности – туризм, путешествия. Валерий разработал оригинальную концепцию программы «Панорамаклуба», объединив тех, кто предоставляет услуги, и тех, кто пользуется этими услугами, придумал дисконтную систему для членов и партнеров. Эта система называется «СВОИ»: Сотрудничество, Взаимопомощь, Общие Интересы.
– Все лучшее вкладываем друг в друга. У нас нет бедных и богатых: есть члены клуба и те, кто может ими стать, – объяснил Валерий.
А на вершину Килиманджаро, на пик Ухуру после японцев поднялись французы. Они решили, что диковинный флаг принадлежит масаи – одной из народностей Танзании. Потом догадались прочитать на нем: «Lipetskaya oblast. Russia».