В последние годы грузинские футболисты играют при пустых трибунах.
Фото Reuters
Что такое – «Родился в Англии, жил в Бразилии, умер в Грузии»? Грустная загадка о грузинском футболе. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, она все еще в ходу. Вот позвали ставить игру национальной сборной знаменитого француза Алена Жиресса, игравшего с самим Мишелем Платини. А как ее ставить, если многочисленные предшественники француза в один голос сетовали на то, что не могут понять самих футболистов? Вроде бы все играют прилично в приличных зарубежных клубах, приезжают в сборную с настроем выиграть, а выходят на поле – и полная апатия. Удастся французу Жирессу зажечь грузинских футболистов? Может быть. Удалось же хорвату Иво Шушаку привести некогда грозное тбилисское «Динамо» в относительно нормальное состояние. Даже последний Кубок СНГ команда выиграла, хотя соревнование это объективно не высшей престижности.
Пока же в самом Тбилиси на местный футбол почти не ходят, даже несмотря на то, что вход на матчи бесплатный. В провинции дело обстоит получше, но только ввиду отсутствия там иных развлечений. А что требовать от искушенного грузинского болельщика, не понаслышке знакомого с футбольным творчеством Михаила Месхи, Славы Метревели, Муртаза Хурцилавы, Давида Кипиани и многих других, пережившего счастье победы в Кубке обладателей кубков в 1981 году и тщетно который год желающего увидеть что-то хоть отдаленно напоминающее то памятное событие? Вот и болеют теперь большей частью не за «Динамо», не за кутаисское «Торпедо» или тбилисский «Локомотив», а за далекие «Реалы» с «Ювентусами». И ходят нынешние болельщики не на стадионы, а в тотализаторы.
Огромное количество этих заведений, как правило, снабженных большими мониторами, по которым транслируются матчи зарубежных чемпионатов, стало неотъемлемой частью Тбилиси. Правда, как говорят знатоки, играть по-крупному можно только в нескольких. Большинство тотализаторов серьезных проигрышей не выдерживает – либо выплачивают деньги счастливчику и закрываются, либо банальный «кидняк».
«Был такой тотализатор – «Рино», – рассказывает Омар Мшвелидзе, болельщик со стажем, помнящий победу тбилисского «Динамо» еще в чемпионате СССР 1964 года. – Солидное вроде бы заведение – телевизоры большие, чисто, столы удобные... Повадился туда какой-то псих. Пятью-шестью ставками разорил «Рино». А ставил, с ума сойти, только на ничьи португальского «Салгейруша». Что за «Салгейруш»? Откуда он его откопал? Крупно ставил на ничьи, ну и тотализатор не выдержал... Его даже побить, кажется, хотели – подозревали, что прознал о сделках в португальском чемпионате, но как это доказать?»
А вот на матчи грузинского чемпионата ставки в Тбилиси не принимаются вообще, что тоже достаточно убедительно говорит о состоянии грузинского футбола. «Если б даже принимались, то с нашими клубами я бы не стал связываться по понятным причинам. В европейских чемпионатах в каждом туре «всплывают» до полутора десятков неожиданностей. Может, впрямь сенсации, а может, и «договор», – размышляет Омар Мшвелидзе.
В тбилисских тотализаторах игроков делят на несколько условных групп. Самая немногочисленная – «фашисты». Почему их так называют, непонятно. Их не любят ни владельцы тотализаторов, ни остальные игроки. «Фашисты» – состоятельные люди, ставящие до 5 тысяч долларов (ставки выше этой суммы официально тбилисские тотализаторы не принимают) на победу фаворита только в одной паре. А поскольку в этом случае коэффициент невелик, то и «сорванный» куш под стать – 5–7 долларов на каждую поставленную на кон сотню. Солидные получаются деньги. Но порой случается сенсация – фаворит не выигрывает, и «фашист», рассчитывавший получить в общей сложности сотню-другую, лишается нескольких тысяч. Поговаривают, что на этой почве серьезные проблемы возникли у владельцев самого популярного тбилисского тотализатора «Кроко». Вроде бы очень крупную сумму просадил некий высокопоставленный чиновник и... потребовал свои деньги обратно. А получив естественный отказ, напустил на «Кроко» налоговую полицию. В итоге тотализатор неделю не работал. По официальной версии, из-за финансовых нарушений.
Другая группа игроков – «знатоки». Эти люди знают в футболе практически все. Помнят и красочно опишут тот или иной гол, забитый в черт знает каком уж году. Приходят в тотализаторы с папками, в которых собрана многолетняя статистика. Но выигрывают «знатоки», как правило, редко. Потому что ориентируются на закономерность предполагаемых итогов матчей. А закономерность в футболе – дело более чем условное, потому и выигрыши бывают не часто.
Особая каста – «ничейщики». Эта немногочисленная группа игроков пытается из обширного списка предлагаемых в тотализаторах матчей вычислить хотя бы 3–4, которые закончатся ничьей (на ничью, как правило, выставляется самый высокий коэффициент). Общий коэффициент при этом может достичь 100, то есть при успехе каждый поставленный доллар обернется сотней. Но и здесь успехи редки. Последнюю победу мой знакомый «ничейщик» Давид Самсонашвили праздновал два года назад, установив своеобразный рекорд, – поставил 1 лари на 6 ничейных поединков и выиграл полтысячи баксов.
В охваченной тотальной безработицей Грузии для большинства игроков тотализаторы превратились в некое подобие рабочего места, где при везении можно и подзаработать. Потому увлечение стало повальным независимо от возраста и пола. Ставят на кон мизер, надеются выиграть побольше. «Лотереи – фикция, а тут знания плюс интуиция, ну и везение, конечно, необходимо», – считает Самсонашвили, когда-то известный в Тбилиси своими поистине фундаментальными знаниями о футболе.
Понедельник для него и для других бывших футбольных фанатов – самый ненавистный день, поскольку игр в Европе, как правило, нет и тотализаторы закрыты. А со вторника начинают бушевать страсти. Вечер бурных переживаний за далекие клубы. Вечер тоскливых воспоминаний о лучших днях грузинского футбола. Вечер радости для кого-то и разочарований – для большинства... И проиграв, бывший тбилисский болельщик, а ныне – азартный клиент «психушки» под названием «тотализатор» вдруг вспомнит далекий-предалекий 1979 год и себя на трибунах столичного стадиона «Динамо», вместившего в тот промозглый дождливый день 90 тысяч фанатов вместо официальных 74 тысяч. И то, как наутро, казалось бы, полгорода не говорило, а сипело, сорвав голосовые связки на той игре с английским «Ливерпулем». И не зря ведь: тбилисцы разгромили ливерпульцев со счетом 3:0.
Куда-то все это делось... Вот вам еще одна грустная загадка.
Тбилиси