0
4456
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.03.2004 00:00:00

«Пережить катарсис – почти что найти Бога»

Тэги: кант, биография, юбилей


кант, биография, юбилей Иммануил Кант был маленький, щуплый человек, большая голова плохо держалась на худой шее, так что он все время склонял ее набок.

При всей российской любви к круглым датам, почти совсем незамеченной осталась одна, очень знаменательная. 12 февраля исполнилось 200 лет со дня смерти великого философа и ученого Иммануила Канта. Мыслитель, всю жизнь проведший в пределах родного Кенигсберга, по иронии судьбы дважды стал российским подданным. Один раз при жизни, когда во времена Екатерины II Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи, другой раз – уже после смерти, когда его могила оказалась на территории нынешнего Калининграда.

Интерес калининградцев к знаменитому сыну Кенигсберга проявился вскоре после 1991 года, когда область утратила статус закрытого военного региона и ограничения на передвижения российских граждан за границу были сняты. До этого времени могила Канта у стен Кафедрального собора, почти разрушенного в годы войны, находилась в жутком состоянии. На мраморной плите, искореженной осколками немецких авиабомб, едва читалась эпитафия о погребенном здесь мыслителе.

Помню, именно в 1991-м вместе с военным строителем Игорем Одинцовым, влюбленным в историю края, я впервые побывала у могилы Канта. Одинцов, самостоятельно изучивший немецкий язык за полгода, перевел текст надгробия: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И.Кант». Мой спутник тогда пообещал, что через пять лет я не узнаю этих мест. Кафедральный собор будет восстановлен, а могила великого философа обретет должный вид. На мой вопрос: «Кто же все это сделает?» – он ответил: «Я».

Сейчас собор выглядит почти как в былые годы, когда столица Восточной Пруссии была одним из красивейших городов Европы. Могила Канта оделась в розовый туф, специально привезенный из Армении, ее окружают резные чугунные решетки, выполненные немецкими и польскими мастерами. В соборе заработал органный зал, вокруг вьются изящные мостики через старинную речку Прегель. Однако Игорь Одинцов считает, что до окончания работы еще далеко. «Это – дело всей жизни, – резюмирует он. – Если успею реставрировать собор, начну поднимать из руин другой архитектурный шедевр Кенигсберга – Королевский замок».

Именно мимо этих зданий пролегал ежедневный путь на работу – в университет Альбертина – скромного профессора философского факультета Иммануила Канта. Это был маленький – ростом чуть выше 150 сантиметров – щуплый человек, левое плечо значительно выше правого, большая голова плохо держалась на худой шее, так что он все время склонял ее набок. К тому же Кант был близорук, сильно щурился, а когда к нему обращались студенты или преподаватели, реагировал не сразу, будто его отвлекли от важных мыслей.

«У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения, – рассуждает профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вадим Сперанский. – Он не искал славы, не добивался власти, не знал ни деловых, ни любовных треволнений. Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть, даже монотоннее, чем у людей его рода занятий».

Канта сравнивают с Сократом. Ибо философия его человечна. Эллинский мудрец впервые низвел философию с небес, утвердил на земле, отвлекся от космоса и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше, не лилась кровь, чтобы не морочили голову утопии и иллюзии.

Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен. Просто у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес – философия, и этому интересу он подчинил все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость.

С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую, непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы, никогда не болел. Разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов.

Самые большие немецкие университеты того времени – Галле, Йена, Эрланген, Митау – предлагали ему кафедры. И всякий раз Кант отвечал отказом. Когда Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи, за заслуги перед отечеством философу была дарована почетная грамота, золотая медаль и обещан высокий придворный титул, однако Кант не удосужился приехать в Санкт-Петербург за наградами и почестями. У него были свои привычки.

Каждое утро без пяти пять его будил слуга Лампе, и когда било пять часов, он садился за стол, выпивал одну или две чашки чая, выкуривал трубку и готовил лекции, которые вел в течение всей первой половины дня – пока стрелка часов не показывала время без четверти час. Затем выпивал бокал венгерского вина и в час садился за стол. После обеда совершал прогулку до крепости Фридрихсбург, причем всегда шел по одному и тому же маршруту, который соседи окрестили «философской тропой». Можно было узнать время и без колокольного боя: мимо шел философ... После чтения газеты – в шесть часов – отправлялся в свою рабочую комнату (он заботился о том, чтобы в ней постоянно поддерживалась температура в 15 градусов), и снова принимался за работу, причем всегда садился так, чтобы можно было видеть башню старого замка.

Такая жизнь – без резких очертаний, внешне протекающая без кризисов и драматических моментов – относится и к интимной сфере мужчины Канта. Он никогда не был влюблен, всю жизнь оставался холостяком, у него не было ни возлюбленной, ни служанки. Он относится, так же как и Ньютон и Робеспьер, к тем великим мужчинам, которые не интересовались женским полом.

«Пережить катарсис – почти что найти Бога», – размышлял Кант.

Прежде, чем понять это, ему пришлось пройти тернистый путь – он искал Творца путем аналитических и теоретических раскладок. Доказать бытие Божье оказалось делом невозможным, и почти через 30 лет непрерывных раздумий философ понял, что нет необходимости ничего доказывать, если есть вера. К концу жизни Кант стал глубоко верующим человеком, хотя так и не научился посещать кирху и совершать необходимые для христианина обряды. Его вера была иной – разумной и сознательной, направленной на созерцание мира вокруг себя и созидание морального закона в себе. В этом он, безусловно, преуспел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1782
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3757
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2812
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2295

Другие новости