- Господин Макартур, в одной из ваших статей вы пишете, что сейчас евангелическое движение на Западе представляет собой облегченную версию христианства. Что вы имеете в виду?
- Западная культура ориентирована на рынок. Существуют специальные маркетинговые стратегии, определяющие, почему люди покупают товар или приходят в церковь. Евангелические Церкви на Западе уже давно и систематически пытаются предложить облегченную версию Евангелия, поскольку оно часто раздражает людей. Ведь там много говорится о грешниках, обреченных на ад. А человек в силу гордыни, как правило, хочет ощущать себя только хорошим и благородным.
Поэтому многие общины, стремясь привлечь новых людей, становятся не общинами раскаявшихся грешников, а самодостаточными группами. Там процветает прагматическая точка на Благовестие, которое должно хорошо продаваться. Именно это я называю популярным или облегченным Евангелием.
- В Америке существуют два вида евангелизма - "фундаментальный" и "новый". К какому из этих направлений принадлежит ваша Церковь "Община Благодати" (Grace Community Church), располагающаяся в Лос-Анджелесе?
- На этот вопрос ответить довольно сложно, поскольку в России эти термины могут нести совсем другую смысловую нагрузку, чем в США. Ярлыки скрывают суть. Чем разделять евангелизм на "фундаментальный" и "новый", лучше отметить, что есть люди, которые всей душой преданы Библии. Я бы сказал, что наша Церковь - это личностное христианство, основывающееся на Библии. Это достаточно большая община, которая продолжает расти, каждый месяц к нам присоединяются 80-90 человек. В основном это молодые люди до 30 лет.
- Сколько прихожан в вашей Церкви?
- По воскресеньям собирается около 7-8 тысяч.
- Как американские протестанты оценивают политику президента Буша?
- Христиане в США в основном поддерживают Джорджа Буша, выдвинутого от Республиканской партии. На протяжении многих лет основным различием между Демократической и Республиканской партиями США была их концепция социальной и экономической политики. Республиканцы были капиталистами. Демократы - скорее социалистами.
Теперь же их главное различие - нравственное. Демократическая партия поддерживает аборты, гомосексуализм, феминизм. Республиканцы же придерживаются библейских принципов нравственности и выступают категорически против абортов, гомосексуализма и т.д.
Поэтому мы, христиане, поддерживаем республиканцев и президента Буша, который стремится направить все американские ресурсы на борьбу со злом. Именно это произошло в Ираке, когда мы не только защищали свою страну, но и преследовали благородную цель - избавить мир от зла.
- То есть вы считаете войну в Ираке оправданной с христианской точки зрения?
- Войну в Ираке нельзя оценивать с библейской или христианской точек зрения. Нельзя сказать, что мы руководствовались какими-то библейскими принципами, когда вторглись в Ирак. Я думаю, причина этого вторжения - 11 сентября 2001 года. Сентябрьские события имели разрушительные последствия для всей Америки.
Я думаю, американцы действительно верили в реальность угрозы со стороны Ирака (возможно, впоследствии эта информация оказалась не совсем точной). Кроме того, были опасения, что Саддам Хусейн нападет на Израиль с использованием ядерного или другого оружия массового уничтожения. А Америка всегда вела произраильскую политику.
Действия США были основаны не на библейских принципах, а исключительно на американской черте - огромной вере в свободу. Стремление принести в мир свободу связано не с христианством, а с американским менталитетом.
- И все же многие полагают, что свои действия в Ираке Джордж Буш считал своеобразным крестовым походом президента-христианина против диктатора-мусульманина?
- Буш так не думает. Он прекрасно понимает, что его личные христианские убеждения и его президентские обязанности - это совсем разные вещи. Он также понимает, что христианство никогда не распространялось насильственным путем и что невозможно обратить людей в христианство, завоевав их. Он не собирался нападать на ислам, а лишь стремился отстоять безопасность Америки и Израиля. Ну и, конечно, он боялся потерять ближневосточную нефть, этот фактор тоже имел огромное значение.
- Как сосуществуют христиане и мусульмане Америки?
- В их отношениях проблем нет, если только мусульмане не начинают убивать людей. Многие мусульмане живут бок о бок с нами в Лос-Анджелесе. В нашей Церкви есть бывшие мусульмане, многие из них - мои друзья. Мы не видим в мусульманах врагов. Но мы видим, что их религия ложна и воспринимаем их как поле для миссии и проповеди Евангелия.
- Сегодня в обиход входит понятие "исламский экстремизм". Как вы к нему относитесь?
- Уверен, что в исламе есть некоторые очень опасные черты. Так, например, исламское богословие утверждает, что мусульманин, погибший во время джихада, отправляется в рай. Этому учат террористов по всему миру. Хотя, конечно, не все мусульмане относятся к категории опасных людей.
- То есть вы считаете, что религия террористов и религия добропорядочных мусульман одна и та же?
- Безусловно. Источник исламского радикализма и терроризма - в исламе. Вся его история достаточно кровава. Но подчеркну еще раз: не все мусульмане принимают ту часть ислама, которая оправдывает террор.
- Кто по своим религиозным взглядам Джон Керри, которого считают одним из основных конкурентов Джорджа Буша на предстоящих президентских выборах в США?
- Прежде всего он - член Демократической партии и поэтому не придерживается библейского взгляда на вещи. Христиане не станут за него голосовать. Он, безусловно, высококвалифицированный и профессиональный политик, но он - не христианин. Не знаю, кем он сам себя считает, может быть, он и думает, что он христианин, но его взгляды несовместимы с библейским христианством. Христианин познается не по словам, а по делам и убеждениям.
- Не могли бы вы нарисовать схематический портрет идеального американского президента с точки зрения христианина?
- Во-первых, идеальный американский президент должен быть великим вождем. Человеком с характером, с убеждениями, со стойкими нравственными принципами, не идущим на компромиссы. Кроме того, он должен быть человеком решительным, способным сплотить вокруг себя сильных людей. В идеале он должен быть христианином.
Но при этом человек может быть христианином и очень плохим президентом одновременно. У него может не оказаться способностей и качеств, необходимых для этой сложной работы. Если бы мне пришлось выбирать среди своих товарищей по Церкви, многим такую работу я бы не доверил, так как не все они имеют соответствующую квалификацию. Нехристианин может быть хорошим президентом. Но если президент будет еще и христианином, то это поможет ему заслужить доверие в глазах людей. Портрет, который я нарисовал, чем-то напоминает портрет Джорджа Буша.
- Вы первый раз в России?
- Нет, это мой девятый визит.
- Вы рассматриваете Россию в качестве поля для миссионерской деятельности?
- Я люблю Россию. Если бы я знал русский язык, я бы здесь остался. Люди здесь чище, они более сконцентрированы на Священном Писании.
Да, мы воспринимаем Россию в качестве поля для миссионерской деятельности, но в очень узком смысле этого слова - мы не стремимся занять место российских Церквей, но пытаемся помочь им. Ведь многие пасторы в России не имеют теологического образования. При этом они настолько преданы Христу и Священному Писанию, что им было бы неплохо приехать к нам в США для миссионерской деятельности среди своих американских собратьев, ищущих легких путей.