Родственники жертв капрунской трагедии сразу после оглашения приговора суда провели пресс-конференцию, во время которой выразили недовольство действиями австрийской юстиции.
Фото Reuters
Этот процесс в австрийском городке Зальцбурге продолжался 20 месяцев, взбудоражил пол-Европы и некоторые отдаленные страны и завершился оправдательным приговором для всех 16 обвиняемых, что вызвало страшное возмущение присутствовавших в зале суда и волну критики в СМИ. Но говорить, что таким образом на прошлой неделе завершилось дело о пожаре в поезде-фуникулере на австрийском горнолыжном курорте Капруне, приведшем три с небольшим года назад к гибели 155 человек (граждан 7 стран), пока явно преждевременно. Решение суда привело к протестам не только со стороны адвокатов родственников жертв трагедии, но даже австрийского Министерства юстиции, руководитель которого Дитер Бёмдорфер заявил, что будут экстренно выработаны поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание не только физических лиц, но и юридических субъектов.
Пожар в Капруне стал крупнейшей катастрофой в послевоенной истории Австрии, вдобавок ударившей по авторитету одной из главнейших отраслей страны – туристической. Альпы занимают две трети территории Австрии, отчего эту страну нередко называют Альпийской республикой. На лыжи здесь встают чуть ли не в младенческом возрасте, во многих населенных пунктах они заменяют людям велосипед или даже машину. Популярна страна и у зарубежных туристов и горнолыжников: цены за проживание и услуги здесь поменьше, чем во Франции или Швейцарии, а качество сервиса повыше, чем в Словакии, Чехии или Словении. Поэтому можно представить, сколько людей в Австрии схватилось в ужасе за голову, узнав о трагедии 11 ноября 2000 года в Капруне.
Этот городок с тремя тысячами жителей лежит на склоне (высота 785 м) потрясающего по красоте ледника Китцштайнхорн (высота 3203 м). С помощью построенного в 1970-е годы двухвагонного наземного поезда-фуникулера лыжники в течение 7 минут могли подняться по дороге длиной 3,9 км на полтора километра выше.
Следуя модной тенденции «не портить внешний вид Альп», большая часть дороги была проложена под поверхностью горы.
В тот несчастный день на очередной подъем отправились 167 туристов. Вскоре после того, как поезд вошел в туннель, в купе машиниста вспыхнуло пламя: загорелся радиатор отопления, как позднее выяснилось, предназначенный для работы в жилых помещениях, но никак не в транспортных средствах. Огонь сразу перекинулся на гидравлическую аппаратуру, отчего оказались заблокированными двери вагонов. Участники последующей экспертизы предполагают, что в поезде перевозились горюче-смазочные материалы, что привело к быстрому усилению и распространению пожара. К тому же, завидев вдали пламя, дежурный поспешил открыть верхние двери туннеля, что превратило его по существу в гигантскую вытяжную трубу. Если учесть, что в вагонах не было сигнализации, огнетушителей и средств для разбивания окон, то можно понять, в какой ситуации оказались пассажиры поезда. Лишь двенадцати из них, находившимся в хвостовом вагоне, удалось каким-то чудом разбить стекла и спастись бегством из этого пекла. Остальные или сгорели заживо, или задохнулись в ядовитом дыму, в том числе те, кто сумел вырваться из головного вагона и рвануться вверх по туннелю.
После известия о катастрофе буквально вся Австрия испытала шок. Сразу же были закрыты все горнолыжные курорты, началась тщательнейшая проверка всех эксплуатируемых здесь машин и механизмов. Правительство образовало авторитетную комиссию для расследования причин трагедии. К экспертизам и проверкам привлекли многих зарубежных специалистов. Все работы велись максимально открыто, информация о них предоставлялась австрийским и иностранным юристам, родственникам погибших и СМИ, которые все эти долгие месяцы внимательно следили за расследованием и подготовкой судебного процесса. В частности, именно под влиянием критики в СМИ вынужден был выйти из процесса (правда, сославшись на плохое самочувствие) первый руководитель группы экспертов Антон Мур.
В конце концов на скамье подсудимых оказались 16 человек, представлявших эксплуатационщиков фуникулера в Капруне, – их обвинили в служебной халатности. Когда судья Манфред Сайсс огласил приговор – все подсудимые оправданы, а катастрофа произошла из-за стечения несчастных обстоятельств, – некоторым из присутствовавших в зале родственников стало плохо, другие кричали: «Мне стыдно за Австрию!», «У вас уровень права, как на Балканах!», а многочисленные полицейские перекрыли все ходы-выходы, опасаясь возможных инцидентов. Чуть позднее, отвечая на выпады журналистов, судья Сайсс вновь и вновь напоминал о том, что ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям и пытаться засудить, по-русски говоря, «дворников». Надо искать виноватых среди производителей, а потому привлечь к ответственности компании, изготовившие или смонтировавшие в поезде некачественное или неподходящее для таких случаев оборудование.
«Победой права» назвали результаты судебного процесса другие видные юристы Австрии и ряда иных стран. Но некоторые из них со скептицизмом смотрят на переделку Уголовного кодекса, считая, что судить надо все-таки именно людей, а не фирмы.
В любом случае на прошлой неделе капрунское дело далеко не закончилось. Обвинитель подал протест в вышестоящую инстанцию, адвокаты грозят новыми серьезными исками к различным австрийским компаниям, в США родственники погибших решили объединиться для защиты своих интересов.
Часть средств в качестве материальной и моральной компенсации родственники уже получили от страховых и ряда иных компаний, но это составляет лишь мизерную часть того, что они требуют. Общая сумма претензий пока составляет около 20 млн. евро, но в ходе возможных новых судебных разбирательств она может и возрасти.
Тем временем туристическая жизнь в Капруне уже возродилась после страшной аварии. Теперь отсюда на ледник ведет подвесная канатная дорога, построенная с учетом всех новейших технических достижений в этой сфере. Горнолыжников в городок приезжает теперь даже больше, чем до трагедии, причем среди них очень много россиян.
В целом за последние два года в Австрии были модернизированы 892 фуникулера и подвесные канатные дороги, более 2300 подъемников и практически все остальное горнолыжное техническое хозяйство. Австрийцы с гордостью говорят о своем «национальном достоянии», но ни в коем случае не забывают и о тяжелом испытании, выпавшем на его долю два с небольшим года назад.
Прага