Новое поколение школьников выбирает книги об ученике Хогвартса.
Фото Reuters
Недавно вот лежала, кашляла и перечитывала «Философский камень»: так хорошо, так уютно. Как все равно в пятницу под вечер пить чай с вишневым вареньем, а по радио идет какой-нибудь «Клуб знаменитых капитанов»┘
Не знаю, есть ли такой термин – «физиологическое искусствоведение», а я бы им пользовалась.
Настоящее искусствоведение – с ним все понятно: текст-контекст, стилистика-эквилибристика. Но существует ведь и бытовое искусствоведение, прикладное. Его отличает прежде всего бескомпромиссность терминов: или «полное г┘», или «ничего себе, забавно». А физиологическое – это то, о чем я уже говорила: «как чай с вареньем». Бывает же так: шедевр мирового кинематографа, но на десятой минуте половина восхищенных зрителей отчего-то засыпает. Или: талантливый роман, но от него почему-то тянет покончить с собой, причем немедленно.
Так вот: с позиций физиологического литературоведения «Гарри Поттер» сразу же показался мне отличной вещью. Конечно, не «Мумми-тролль и комета» и не «Союз рыжих», но оч. хор. Эта кошка, читающая карту. Эта волшебная гасилка для фонарей. Говорящий боа-констриктор, сбежавший из зоопарка в Бразилию, седобородый Дамблдор в очках-половинках и с коробочкой лимонных долек в кармане мантии┘ Все это напоминало что-то знакомое и очень хорошее. «Старика Хоттабыча», пожалуй. Причем даже не саму книжку, а именно то сладкое ощущение, с каким я читала ее в четвертом классе┘
И следующие части «Гарри Поттера» меня не разочаровали. Роулинг очень крепко держит сюжет – чувствуется настоящее английское качество. Практически не к чему придраться. Покажется, что какая-то нитка торчит невпопад, так позже окажется – еще как впопад-то. Все сходится, все ходы записаны.
(Ну, иногда все-таки немножко не сходится; но поиск «ляпов» дает дополнительный интерес к чтению. Специально автор, что ли, это делает?)
И развязка – развязка всегда была по-настоящему неожиданная. Возможно ли догадаться, что заикающийся профессор Квирелл есть злодейский Темный Лорд. А во втором томе, про «Тайную комнату», – как там все закручено с этим дневником. (И какой чудесный персонаж – привидение Плаксы Миртл!) А в третьем («Узник Азкабана») финал и вовсе феерический, да и в четвертом тоже; а вот последний, недавно вышедший, пятый том – он мне не особо понравился.
Конечно, я как порядочный человек уже не могу отказаться от «гаррипоттера» и пойду с ним до конца. И сложно предположить, что я за последние два года повзрослела и «переросла» эту книгу – не стану так себе льстить. Скорее, все наоборот – пятая книга уже меня переросла. Она, знаете, – не детская. Совершенно не детская. Ну, скажем, не более детская, чем «Слепой музыкант» или «Лавка древностей».
И в отличие от предыдущих она не очень-то детектив. Ничего особо неожиданного – ни в сюжетных поворотах, ни в развитии персонажей, ни в развязке. Дух не захватывает. Восемьсот страниц – и все очень эпично. Как будто бы детектив тоже признан «детской игрой» и с ним покончено.
Основной сюжет пятой части (как и первой) совершенно повторяет «Властелина колец»: борьба за некое «секретное оружие», соответственно – кольцо, философский камень, шар с предсказанием. Даже размеры этих предметов практически совпадают – все они умещаются в руку; схожи и истинные смыслы талисманов. Да это ладно бы, Толкина не перепевал только ленивый; но неожиданно Роулинг удалось воспроизвести нечто более существенное – ту безысходную атмосферу, которой отличаются саги Толкина.
Самое удивительное, что это удалось ей гораздо лучше, чем создателям фильма по «Властелину колец».
Но для кого как, а для меня это был неприятный сюрприз.
«Орден Феникса» – мрачное произведение. И не столько страшное (на самом деле страшным был конец четвертой книги, «Кубка огня»), сколько очень-очень тоскливое.
Тоскливое, как, повторяю, толкинская эпопея – и как учебный год перед экзаменами на аттестат о неполном среднем образовании.
Как третья проклятая четверть – самая длинная, с солярным голоданием, головной болью, плохой погодой, с вечной невыспанностью, с наслоениями невыполненных домашних заданий, которые угнетают не меньше, чем пытки психанутой завучихи (Амбридж), придирки злыдня-химика (Снейп), подлянки этой скотины из параллельного класса (Малфой); а тут еще и эта политинформация о неизбежной угрозе ядерной войны («Волан-де-Морт вернулся»)┘
В общем, бывшая учительница Джоан Роулинг вместо мистического триллера для подростков взяла и написала очень реалистический школьный роман.
Такой прям реалистический, что даже тошно становится.