Супруги Борисовы из села Усть-Белая – хранители традиций, обычаев эвенкского народа.
Фото Владимира Сергуна
Сегодня на Чукотке ни один праздник не обходится без обрядовых танцев, зажжения огня в каменном жирнике, задабривания духов кусочками мяса – ритуалов, которые, несомненно, сохранились со времен далекого язычества. Эти обрядовые действия воспринимаются как дань традиции, восстановление вековых образных понятий северного народа.
Да и праздники, появившиеся в последние два десятка лет, по сути, являются отголосками язычества, переделанными на современный лад. Об этом говорят и их названия, например, «Праздник кита», «Праздник молодого оленя». В любом торжественном действе переплетаются языческие обряды и современные творчество и традиции: открывают мероприятия непременно высокие чиновники, затем следуют выступления национальных ансамблей (например, гордость Чукотки «Эргырон») и профессиональных коллективов из Москвы и Хабаровска, конкурс горлового пения и показ современной моды, ритуал благодарения и дискотека.
А буквально в последние годы появились новые праздники, к примеру, проводы зимы, встреча солнца. Популярным в населенных пунктах, расположенных за Полярным кругом, стал праздник под названием «Тиркыкэмэт». Он проводится в начале – середине февраля, когда после долгой полярной ночи появляется солнце, и посвящен встрече небесного светила. Ранее такого праздника у чукчей не было, его стали проводить совсем недавно. Только что такой праздник прошел в селе Рыркайпий Шмидтовского района. На центральной площади села была поставлена яранга. (Надо заметить, что к встрече солнца готовились еще летом – запаслись дровами и ритуальными камнями.) Возле яранги сложили очаг и провели обряд разжигания огня. Затем состоялись соревнования по метанию чаата (аркана), национальной борьбе, прыжкам через нарты, бегу с палкой. Причем в соревнованиях по бегу принимали участие и женщины. Вечером в доме культуры перед сельчанами выступил ансамбль «Рыркы» («морж»), а также был показан спектакль по мотивам чукотской сказки. Завершился праздник, как всегда, молодежной дискотекой.
Праздники встречи солнца популярны в северной части Чукотки. А в восточной, где полярная ночь коротка, проводятся проводы зимы. Проходят они в марте – начале апреля, когда появляется первая капель. Действо включает в себя те же ритуальные обряды, концерты, дискотеки, лишь добавляется катание детей и взрослых на снегоходах «Буран», оленях и собачьих упряжках, и, конечно же, сжигание чучела – символа зимы.
Согласитесь, нетрудно уловить в таком мероприятии влияние славянских праздников проводов зимы. А на современный фольклор чукчей большое влияние оказали и русские сказки. Поэт Сергей Тиркыгин, собиравший многие годы чукотские сказки, вспоминает, что пожилые женщины рассказывали ему «Три медведя» и другие русские сказки на местный манер, полагая, что они принадлежат чукотскому народу.
Главными носителями родного языка, традиций и обычаев на Чукотке являются люди старше 60 лет, которые помнят рассказы родителей, бабушек и дедушек о былом. К сожалению, сегодня чукчи молодого и среднего возрастов не знают родного языка. Они воспитывались в интернатах, где преподавались только русский и иностранный языки и даже книги на чукотском языке подчас изымались из библиотек. А их родители тоже воспитывались в интернатах и в большинстве своем не знают родного языка, а если и знают, то предпочитают общаться с детьми на русском. Это и понятно: в современных национальных селах практически нет языковой среды. Телевидение, кино, вывески в магазинах – все на русском языке. Правда, радиопередачи почти ежедневно выходят в эфир на родных языках аборигенов по 30–40 минут, а телепередачи – раз в неделю, но это капля в море.
Несомненно, хранителем чукотских традиций, обычаев и языка является тундра. Правда, шаманов здесь уже не встретишь – их теперь сами чукчи называют экстрасенсами. Без знания языка в тундре трудно и жить, и работать. Все, что окружает пастуха-оленевода: предметы быта, растения и животные – имеет название только на чукотском, и только на нем можно общаться с пастухами. В тундре старики – влиятельная, почитаемая сила. Куда гнать оленей, где искать отколы животных – за советами идут к ним. Они всю жизнь отдали тундре, стали ее жрецами. Кстати, многие из них не знают русского языка, не умеют читать и писать.
В Усть-Бельской тундре, в районе озера Эльгыгытгын, выпасает пятитысячное стадо оленей 4-я бригада. Туда редко приезжают и начальники, и пастухи из других бригад совхоза – очень далеко. По рассказу директора оленеводческого хозяйства Григория Кудлая, проработавшего в тундре уже более 20 лет, в этой бригаде живут много стариков, соблюдаются все обряды, в том числе и религиозные. Управляет оленеводческим коллективом совет старейшин, а бригадир только выполняет их волю.
Надо сказать, что пастухи бригады не желают брать в жены девчат из поселков – те много пьют. Женятся на «дочерях тундры». Молодые семьи стараются не посылать детей на учебу в поселок, а если уж отправляют, то отпрыски живут у родственников, которые за ними строго следят. Бывают случаи, когда родители забирают из поселков в тундру своих уже взрослых детей – боятся пагубного влияния поселковой «цивилизации» на них. Живя вместе в тундре, старшее поколение передает молодежи традиции, обряды, опыт. Например, старуха Рентытваль привезла в тундру, где провела всю свою жизнь, сына и дочь. Теперь Анатолий работает пастухом в оленеводческой бригаде, а Людмила там же радисткой.
Большую роль в мировоззрении молодых северян играет религия. Сегодня в национальных селах Чукотки создаются православные общины, объединения баптистов и других конфессий. Скажем, в селах Лорино, Лаврентия, Уэлене имеются сильные баптистские общины, которые финансируются из-за рубежа. Состоят в них в основном молодые чукчи. Члены секты даже приезжих русских пытаются завербовать в свою общину. В этих же селах есть и православные общины. А в Уэлене даже построена православная часовня. На праздниках собираются все вместе. Смотрят обряд благодарения, когда разбрызгивается вода, чтобы задобрить «духов», танцуют на дискотеке, а потом идут в свои молитвенные дома и отмаливают грехи. Сейчас на Чукотку проникает и ислам, и пятидесятники, и неопятидесятники, другие конфессии. Так что суровую Чукотку можно назвать перекрестком религий, традиций, обрядов, верований и современного атеизма. Благо, что их приверженцы уживаются мирно.
Обилие различных праздников у народов Севера не случайно. Суровые условия жизни толкают людей на более тесное, веселое общение. Ведь именно в таком общении северяне могут глубже понять земляков и открыть свою душу.
═
Анадырь