Это не просто герои книги и мультфильма. Каждый из нас по-своему Винни-Пух, Пятачок и Все-все-все.
Психопатологическое описание характеров «Винни-Пуха и Всех-всех-всех», выполненное Вадимом Рудневым в его книге «Винни-Пух и философия обыденного языка», поражает наивного читателя (каким я, безусловно, являюсь) двумя вещами. Во-первых, как это печально, как в самом деле патологично. «Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар!» – как сказал бы Осел. Во-вторых, как это точно. И Осел, и Руднев, судя по всему, абсолютно справедливы в своих оценках. Я давно уже не могу избавиться от привычки искать в своих знакомых родовые черты пухов, кроликов и пятачков – сангвиники пухи попадаются реже всех. Во мне лично, например, очень мало от Пуха. И пугающе много от Иа-Иа.
Мой маленький сынок Федор обычно дает мне роль Пятачка, а сам изображает Пуха. Уверена, ему нравится, что Пух как бы главный, лидер в этой паре. Я, конечно, не сопротивляюсь и говорю тонким поросеночьим голосом: «Ой, Винни, Винни!» А актриса Ксюша Качалина призналась, что ей, наоборот, приходится целыми днями изображать Винни-Пуха, потому что ее дочка Аня-Маня считает себя Пятачком.
В роли Пятачка есть, безусловно, что-то женственное. Руднев, конечно, намекает на травестийность – бог ему судья.
Я лично считаю Пятачка великим. Я даже готова взять на себя все психопатологии, которые ему приписывает Руднев (повышенная тревожность, трусливо-напряженная неуверенность, тоскливо-навязчивый страх перед будущим и непрестанное пережевывание событий прошлого).
Но Пятачок иногда очень смел – особенно для такого Маленького Существа. И он проявляет чудеса находчивости не хуже Пуха. Оказавшись один в полузатопленном доме, отрезанный ото всех наводнением, Пятачок догадывается написать Спаслание, запечатать его в пустую бутылку и пустить по волнам. При этом как бы между прочим выясняется, что Пятачок умеет писать. (В отличие от Совы, которая якобы знала, как пишется слово «суббота», а на самом деле и читать-то толком не умела.) В общем, проблема Пятачка – заниженная самооценка.
Когда мне хочется на всех наскакивать, я Тигра. Когда обращаю на себя внимание – Крошка Ру. Стремление обращать на себя внимание – это вообще детское свойство и свойство людей небольшого роста (комплекс Наполеона). Крошка Ру – Очень Маленькое Существо, отчасти страдающее от гиперопеки своей мамы Кенги, – вот он и выставляется. Я это очень хорошо понимаю.
Но я рада, что мой старший сын Митя говорит, что я типичная Кенга. Значит, он все-таки воспринимает меня как нормальную мамашу. Я и правда физически чувствую, как во мне включается эта внутренняя Кенга: «Дорогой, обязательно позвони мне через полчаса. Ты не забыл взять с собой бутерброды?» Руднев пишет, что Кенга – это суперхарактер. Видимо, имеется в виду то, что Кенгова материнская сущность заполняет все внутриличностное пространство без остатка: «Выпей ложечку рыбьего жира, умоляю тебя, Ру, милый!» Посторонним чувствам и идеям тут просто не остается места. В жаргоне для этого есть гениальное, совершенно точное определение: «включить мамашу» – вот как это называется.
А если «включить начальника» – так это Кролик. Авторитарный и суетливый Кролик постоянно живет с включенным начальником – по делу и не по делу. Он готов признать лидерство Кристофера Робина – как высшего существа, но непременно хочет доказать себе и всем, что он, Кролик, – единственный, на кого Кристофер Робин может положиться.
Кролик также склонен плести коварные и чрезвычайно замысловатые политические интриги (против Кенги, а потом против Тигры). Он борется за сферы влияния, устраняет соперников, заключает пакты с союзниками и выстраивает иерархии.
При слове «корпорация» я представляю себе такую огромную кроличью колонию. И еще, конечно, при словах «коридоры власти» – так и вижу, как эти Кролики пронырливо шныряют по этим самым коридорам. И каждый воображает, что за его хвостом бежит целая толпа преданных ему Родственников и Знакомых – от тех, на которых вы случайно наступаете, до тех, которые могут случайно залететь к вам в глаз.
Главное достоинство кроликов, согласно Пуху, в том, что они говорят простыми короткими фразами – вроде: «Угощайся!» или «Не пора ли закусить?». В сущности, это идеальные рекламные/политические слоганы.
Никогда нельзя исключить, что кто-то из кроликов (а вернее всего – сразу несколько) причисляет вас к своему электорату.
Своего личного внутреннего Кролика я, кажется, придушила давным-давно. Я даже так счастливо устроилась в жизни, что очень мало имею дело с кроликами. Гораздо сложнее избавиться от влияния Иа-Иа: внутри и снаружи. Это мрачное настроение. Эта постоянная уязвленность, навязывание окружающим чувства вины, эти муки обиженного самолюбия┘ А Пух в это время раздумывает, как лучше спеть: «Хорошо быть медведем, ура!» или «Хорошо быть медведем, ого!».
Дорогой Боженька, пожалуйста, сделай так, чтобы мой внутренний Медведь хотя бы иногда побеждал моего внутреннего Осла, а? Хотя бы в пятницу.