В Германии XXI века Санта-Клаус ездит не только на оленьей упряжке.
Фото Reuters
"Если вы не хотите ничего нам дать,/ Мы разорим ваши сады,/ Изрубим овощи,/ Обезглавим петухов,/ Передушим цыплят..." Это не детская страшилка, а старинная французская колядка. Весело звучит она в преддверии неофициальных, но де-факто существующих рождественских каникул.
Празднованию Нового года с 1 января (janua - "вход", "дверь") положил начало Гай Юлий Цезарь, введя с января 46 года до н.э. вместо несовершенного лунного солнечный (естественно, юлианский) календарь.
Потом были раскол Церкви, введение Папой Григорием XIII в 1582 году григорианского календаря (нового стиля) - отсюда временной разрыв между празднованием Рождества у католиков и у православных. В России новый стиль был введен только в 1918 году. Не потому ли нам до сих пор так люб безалаберный неофициальный Старый Новый год?
В Западной Европе в гражданском календаре 1 января стало считаться началом нового года только с XVI века, а в Восточной - с 1700 года. До этого началом года служили где Пасха, где Благовещение, где Рождество и т.п.
Сама дата 1 января до сих пор не слишком выделяется из ряда остальных (разве что в Греции и Шотландии). Значительно большее значение придается 25 декабря - Рождеству Христову. Рождество - праздник семейный, а Новый год - общественный: его можно встречать у друзей, на улице, в театре, кафе. В Лондоне, например, в ночь под Новый год на улицах многолюдно. О наступлении Нового года возвещает звон колоколов, в церквах идет ночная новогодняя служба.
К Рождеству же в Европе начинают готовиться задолго до 25 декабря. Время это у разных народов называется по-разному. У итальянцев - новена; у французов, немцев, восточных славян - адвента (предрождественский пост). В Европе издавна известен обряд, подобный русскому колядованию. Уже в XVII веке этот обряд стал превращаться в визит за чаевыми. "Новый год - маленькое несчастье для кошелька хозяев. Кроме детей и слуг в этот день приходят с пожеланиями и просьбой чаевых сапожник, портной, каменщик, молочник и вообще мальчики тех мастеров, которые работали в доме", - пишет один итальянский этнограф.
В первый день новены в итальянских семьях устраивают презепе - рождественские ясли, или вертепы, с глиняными, фарфоровыми или картонными фигурками Марии и Иосифа, младенца Христа, других персонажей Евангелия. У французов фигурки для яслей именуются сантонами и изображают не только Святое семейство, но и крестьян, пастухов, торговцев, музыкантов, цыган. У поляков вертепы называются шопками, у чехов и словаков - бетлемами. В больших чешских бетлемах когда-то ставилось до 250 человеческих фигур, до 400 фигурок овец, 200 коров, более 200 деревьев и т.д. В Польше с 1937 года ежегодно организуется конкурс шопок, и экспонаты юбилейных конкурсов выставляются в Варшаве на площади около памятника Мицкевичу.
Обычай наряжать рождественскую елку распространился по миру из Германии. Сначала немцы сооружали абстрактное "рождественское дерево", а елка в том виде, как мы ее знаем, появилась в XVIII веке и постепенно проникла в другие страны. Но с древнейших времен дома к Рождеству и Новому году украшали зелеными ветками. В сельских местностях Греции и сейчас в рождественский каравай втыкают ветвь оливы с подвешенными орехами, яблоками, апельсинами. И в Англии до сих пор дома украшают плющом, омелой, остролистом, хотя елка туда была завезена еще королевой Викторией, впервые устроившей елку для своих детей в Виндзоре.
Во время Второй мировой войны в Англию, где тогда находился норвежский король, была контрабандой доставлена из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгар-сквер. С тех пор ежегодно Осло дарит британской столице такую же ель, и устанавливается она на той же площади. От англичан же пошел обычай - вместо обязательных личных поздравлений обмениваться поздравительными открытками.
Под елку или в специально выставленные башмаки, вышитые шерстяные чулки укладывают подарки, прежде всего, конечно, детям. Этот обычай ассоциируется с принесением даров младенцу Иисусу. Французские дети верят, что подарки им приносит через домовую трубу Пер Ноэль, английские - Санта-Клаус, немецкие - святой Николай, греческие - святой Василий, чешские - Микулаш, польские - Миколай и так далее. У всех этих святых длинная белая борода, красная шуба, отороченная белым мехом, меховая шапка или колпак.
Кульминацией как Рождества, так и Нового года, конечно, является праздничный ужин. В давние времена праздничные трапезы носили ритуальный характер, на столе должно было присутствовать определенное количество обязательных блюд - от 3 до 30. В сочельник ужин постный, праздничный же - скоромный и обильный. Считается, что какой стол был на Рождество, такой будет и весь год.
В Англии на Рождество подавалась запеченная свиная голова, в Германии - свиная колбаса с квашеной капустой, в Италии - большеголовые угри и обязательные почти для всех народов гуси или индейки, орехи, мед, фрукты, пудинги, выпечки. Но самое главное - рождественский хлеб ("хлеб Христа"), испеченный по специальным рецептам, украшенный ритуальными узорами и зеленью. Хлеб торжественно разрезали на части, обязательно часть оставляли для бедных, для скотины и птицы, рыбаки бросали крошки в море, мельники относили на мельницу... Во многих странах, например в Германии, правом ритуальной выпечки обладают только специальные пекарни.
В зимние праздники вся Европа гадала: кануны - время, когда легче всего заглянуть в будущее. Гадали (и гадают) о замужестве, рождении и смерти, материальном благополучии, погоде, урожае... В праздничные пироги запекают боб, кольцо, монету, пуговицу: боб - к счастью, кольцо - к замужеству, монета - к богатству, пуговица - к бедности. В Новый год нужно освободиться от всего старого, плохого, печального, что накопилось в старом году. Отдать долги, выбросить ненужные вещи (итальянцы выкидывают из окна даже мебель). Люди стараются не сердиться, не ссориться, не скучать, не делать платежи и не давать в долг, не чинить старую одежду. Новый год надо провести как можно веселей и благополучнее, чтобы следующий год был счастливым.
Зимние рождественско-новогодние праздники, так называемые "Двенадцать дней" (наши Святки), продолжаются до Крещенья. А потом наступают будни.