Смех продлевает жизнь,так отчего бы не повеселиться?
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Смеяться над юмористическими программами. В этом есть что-то если не здоровое, то, во всяком случае, очень┘ ну как бы это сказать┘ законопослушное, что ли. Нас смешат - и мы смеемся. В этом есть дух лояльности. Вот наш президент тоже познакомился со своей будущей женой на концерте Аркадия Райкина. А много лет спустя супруга недавно избранного президента России переполошит службы безопасности, неожиданно отправившись в городе Сочи на концерт Евгения Петросяна. Чуть ли не без охраны. Просто очень захотелось. А какой пиар Петросяну... По-моему, с тех пор-то его и стало так много в телевизоре под Новый год - сверх всякой разумной меры.
Три часа Петросяна - и потом новогоднее обращение президента: будьте здоровы и бдительны.
Не знаю, что меня так раздражает именно в Петросяне - видимо, тембр голоса. Между прочим, я помню этот голос, сколько себя помню. Петросян, по-моему, был всегда. И главное - совершенно не изменился, так же и выглядит. Киборг, наверное. Сверхчеловек. Но какая странная профессия - все время шутить. Причем наверняка ведь в жизни все эти известные юмористы и шоумены - мрачные люди, много работающие, скучные, закрытые, как устрицы. Копят энергию для публичных выступлений, тяжело размышляют о природе смешного. "Шутить - надо учиться", - я слышала, один из них, очень умный вообще-то и милый писатель, произнес такую фразу. Очень серьезно так сказал: "Шутить - надо учиться!"┘ А мне вот очень понравилось в воспоминаниях об Осипе Мандельштаме: он был, пока жизнь не измучила, ужасно смешливым человеком, мог часами хохотать над самыми разными вещами. И совершенно не мог понять, как это могут быть профессиональные юмористы, которые специально учатся шутить, а потом исполняют свои шутки, стараясь насмешить людей. "Зачем? Ведь и так все смешно!" И закатывался от хохота, увидев что-то там в трамвае┘ Не помню, к сожалению, что. Но не важно! В трамвае действительно бывает смешно, да и сами трамваи смешные, похожи на гусениц или на каких-то других зверьков.
И в телевизоре бывает смешное. Например, в новостях показывают бастующих шахтеров (это давно было, но я запомнила), активист забастовочного комитета говорит в микрофон о кризисе неплатежей, о бедственном положении трудящихся - и на нем бейсболка с огромным логотипом Kalvin Clein. Или вот. Вся из себя гламурная-разгламурная передачка (чуть ли и не называется "Гламур", что-то в этом роде), вся такая глянцево-розово-сверкающая. "Сегодня мы пригласили к нам в студию самых ведущих стилистов Москвы! Сейчас одна из самых ведущих стилистов Надежда Хавроньевна расскажет нам об особенностях ухода за волосами!" Аплодисменты студии. Надежда Хавроньевна: "Ну что вам сказать. Если волос крепкий, сильный, он и химию держит. А если слабый волос, его надо того┘ удабривать. Травкими! Крапивкими┘"
Мы это ввели в домашний лексикон: "травкими, крапивкими". Мило ведь. Правда, незнакомые люди, когда слышат, вздрагивают. Ну и ладно.
Кстати, я поняла сейчас, почему смешного в жизни стало меньше. А потому что - повсеместная грамотность. Литературный русский язык. Сколько поколений выросло на обязательном среднем образовании, на классической литературе, на телеспектаклях этих: МХАТ, Малый театр, Театр имени Евгения Вахтангова. Ну, и где теперь национальная самобытность, где эти невероятные личности, которых изображал тот же Райкин? "У моей сестре". Где густой и забавный дух мещанства? А черт его знает, где он. Кругом светильнички из IKEA - скромный, экологически чистый хай-тек. Все говорят с хорошей дикцией и практически без ошибок склоняют числительные.
А какие стали анекдоты. "После того как я начал пить, от меня ушла жена, отвернулись родители и друзья. Но я стал принимать таблетки Лайнуса Полинга - и ко мне вернулись все: Элвис Пресли, покемоны┘" И это - хит номер один русского интернета.
Натура уходит. Вот Ельцин: он был ужасно забавный. Оркестром дирижировал, загогулины рисовал. А как смеяться над первым лицом? Да никак. Он не смешной, совершенно не смешной. Но он шутит иногда, причем непроизвольно. "Что же все-таки произошло с подводной лодкой? - Она утонула". Такой юмор принято называть английским. Я бы уточнила: скорее даже ирландский. Вот, согласно опросам, какой анекдот жители Ирландии считают самым смешным: "Я мечтаю умереть, как мой дедушка: тихо, во сне. А не вопя от ужаса, как сорок пассажиров его автобуса"┘ Мне, кстати, этот анекдот разные люди сто раз рассказывали. Радовались, как дети. Есть у нас с ирландцами что-то общее, определенно есть.