Еще в молодости, учась в Сорбонне, Никос Казандзакис пережил сильное увлечение идеями Ницше. В немецком философе его восхищали отнюдь не культ силы и прославление сверхчеловека. Молодой грек увидел в его книгах, и особенно в личности мыслителя, великий трагизм человеческого духа, неудавшуюся попытку соединить Аполлона и Диониса, недаром он всегда называл Ницше великомучеником и Дон-Кихотом.
Казандзакис все время находился в духовном поиске. Так, одно время он был ревностным православным и совершил паломничество на Святую землю, обошел Синайскую пустыню и даже жил некоторое время на Афоне. Он остро воспринимал нетленную красоту молитв и икон. На Афоне он встретил нескольких монахов-отшельников, поразивших его своей кроткой и смиренной верой. Но там же он познакомился с теми проявлениями религиозности, которые навсегда оттолкнули его от себя своим традиционным и зачастую законническим восприятием христианства.
На сегодняшний день общепризнанно, что Казандзакис - не только крупнейший греческий писатель, но также и один из наиболее значительных европейских прозаиков ХХ века. Наиболее известны его романы "Христа распинают вновь", "Братоубийцы", драмы "Христос" и "Одиссей". Его книги переведены на многие языки мира, по его романам ставятся фильмы. Не случайно, что писатель выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. Важным моментом в его творчестве является то, что оно укоренено в земле Эллады, в ее древней культуре.
Долгое время имя Казандзакиса не было хорошо известно в нашей стране, как и современная греческая литература вообще. Вероятно, многими она воспринималась как нечто периферийное, вызывающее только этнографический интерес. В 1960-е гг. на русский язык был переведен только один из его лучших романов "Христа распинают вновь". Тем не менее сегодня его имя на слуху благодаря фильмам "Грек Зорба" и "Последнее искушение Христа", снятым по его романам.
Никос Казандзакис родился в 1883 г. на Крите, острове, который дал миру гениального Эль Греко, одного из кумиров писателя. Казандзакис не только известный писатель, но и неординарная личность. История его духовных поисков тоже очень поучительна и в какой-то степени характерна для европейских интеллектуалов того времени. Много лет он провел в Европе, часто путешествовал, обойдя пешком и объездив целый ряд европейских стран, побывал в Палестине и даже добрался до Индии.
Как и многие в его время, он не остался равнодушным к марксизму. Он даже отправился в Советский Союз, познакомился с Максимом Горьким, а в 1927 г. был среди иностранных гостей на трибуне Мавзолея во время празднования десятилетия Октябрьской революции. То, что Казандзакис искренне и бескорыстно любил Россию, доказывает то, что он даже женился на русской.
Будучи весьма восприимчивым ко лжи, он не был ослеплен коммунистическими идеями и тем, что творилось в СССР. Недаром он, вероятно, чувствуя наступление страшных времен террора в Советском Союзе, организовал возвращение на родину десятков тысяч греков, с незапамятных времен живших на юге России, и этим спас их от гибели.
Его привлекала к себе и философия буддизма. Казандзакис восхищался Ганди, видя в нем человека, повернувшего колесо истории без вооруженной борьбы и насилия. Индию он посетил по личному приглашению Джавахарлала Неру.
Но Казандзакис так и не стал ни ницшеанцем, ни коммунистом, ни буддистом. Правда, расставаясь со своими многочисленными идейными увлечениями, он тем не менее не отрекался от них, не начинал проклинать то, что прежде благословлял. Он впитывал в себя все то, что считал непреходящей духовной ценностью.
Никоса Казандзакиса вряд ли можно назвать великим философом. У него иногда причудливо переплетаются самые разные, даже противоположные идеи. Наверное, его философские взгляды можно назвать идеализмом. "Энциклопедический словарь" советских времен называет его даже философским нигилистом. Ему, вероятно, не смогли простить то, что он не стал "прикормленным" писателем, прославляющим социализм.
Больше всего Казандзакис хотел мира среди людей. Он ненавидел насилие и постоянно пытался примирить враждующие стороны. Недаром в 1956 г. ему была вручена Международная премия мира. Оставаясь истинным эллином, он чувствовал боль и страдания разных людей и народов. В романе "Братоубийцы" у него есть одна знаменательная деталь: в то время как на Хиросиму упала атомная бомба, в глухой горной деревне на севере Греции в маленьком храме треснула пополам икона Богородицы, и на лике Пресвятой Девы навсегда остался страшный шрам.
За свои сатирические выпады против душной атмосферы Афона, против искажения образа Христа, которого воспринимали только как грозного и жестокого Пантократора, немилосердного Царя в золотых ризах, Казандзакис нажил себе немало врагов в официальной Церкви. Это, вероятно, и вынудило его покинуть Грецию, которую он страстно любил. С 1947 года он переселился в Западную Европу и жил там до самой смерти, наступившей в 1953 г.
И тем не менее он всегда оставался христианином, хотя до конца своих дней почитал Ницше, Будду и Ленина. Конечно, его христианство далеко от традиционного православия, иногда оно сближается с "богословием освобождения", сочетая в себе социальный и гуманистический пафос. Его Христос борется против бедности и классового угнетения. Он всегда на стороне бедных и угнетенных. Но не будем задаваться вопросом, насколько правильно и точно он отразил Христа в своих произведениях. Вряд ли кто способен это сделать, ведь на самом деле в душе каждого верующего живет свой Христос, не похожий на Христа других людей.
В конце своей жизни Никос Казандзакис так написал о христианстве и о смысле человеческой жизни: "Каждый человек, достойный называться сыном человеческим, берет свой крест и восходит на свою Голгофу. Многие, очень многие достигают первой, а то и второй ступени и задыхаются, падают обессиленные посреди путешествия и не достигают вершины Голгофы... Они трусят, они боятся распятия, они не знают, что распятие - это единственный путь к воскресению. Другого пути нет".