0
1098
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.11.2003 00:00:00

Великий любитель жуков

Тэги: старевич, насекомые, фильм


старевич, насекомые, фильм

В столичном Политехническом музее открылась выставка "Из истории киноискусства", возвращающая нас в эпоху зарождения "великого немого". Среди "волшебных фонарей" и движущихся по кругу лошадок конца XIX века, первых кинокамер и проекторов, помнящих Великую Отечественную, - странные жуки-рогачи и тараканы, будто сошедшие со страниц зоологической энциклопедии. Откуда они здесь? "Это - "герои" первого в мире рисованного мультфильма, созданного советским аниматором Владиславом Старевичем, - поясняет мне одна из организаторов выставки Татьяна Платонова. - Это было 90 лет назад. Кстати, самому родоначальнику анимации в этом году исполнилось бы 120 лет".

Родился Старевич в Вильно в семье бедного польского служащего. В Вильно Старевичу жилось скучно. Служил он в казенной палате. Но главными страстями Владислава были энтомология и кино. Он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых, вел обширную переписку с натуралистами-любителями и обменивался с ними редкими экземплярами.

В 1912 году молодой мечтатель отправился покорять Москву. Знакомства с иностранными предпринимателями от кино пользы не принесли, и тогда почти отчаявшийся провинциал случайно познакомился с русским меценатом Ханжонковым. Непонятно, чем убедил молодой художник-самоучка, но в Вильно Старевич вернулся со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой в мире рисованной киноленты. Она была готова меньше чем через полгода.

Владислав Старевич назвал свое творение претенциозно - "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами". Премьера состоялась в ноябре 1913 года, ровно 90 лет назад. Пятиминутная картина не сходила с экранов до конца 20-х годов прошлого столетия. Публика уже успела немного привыкнуть к движущимся на экране людям и предметам, но ничего подобного видеть еще не доводилось: все роли в фильме - старого мужа, молодой жены, рыцаря-любовника - исполняли┘ жуки. Они выглядели так натурально, что режиссера назвали гениальным┘ дрессировщиком, сумевшим приручить насекомых.

Пригодилось старинное увлечение - Старевич препарировал жуков, приделал к их лапкам тоненькие проволочки и прикрепил их воском к туловищу. Потом появились шарниры, которые при движении придавали героям самые причудливые позы. Успех "Люканиды" был ошеломительным. Ханжонков потирал руки от удовольствия. Он тут же распорядился пристроить к новой московской квартире Старевича съемочный павильон, где молодой режиссер пропадал дни и ночи. Вскоре мир увидел "Рождество обитателей леса" и "Авиационную неделю насекомых". Его фильм "Стрекоза и муравей" вызвал всеобщий восторг, с него было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне игрового кино.

Потом была эпоха увлечения Гоголем - в художественных фильмах "Страшная месть" и "Ночь перед Рождеством" Старевич впервые в мире создал анимационные вставки. Чертик, сидящий на месяце, или ведьма, пролетающая в ночном небе на помеле, - его работа. Он снял в России около 20 мультипликационных лент, в том числе посвященных Гражданской войне.

Революция застала Старевича в Ялте, где он готовился к съемкам полнометражного объемного мультфильма "Звезды моря". Режиссер обещал, что это будет грандиозное зрелище. Он подготовил несколько тысяч масок животных и людей, которые должны были вращаться на фоне облаков и моря, разговаривать, петь и танцевать. "Я обманул всех на свете, - говорил он Ханжонкову. - Если французы и итальянцы для подобного трюка крутят тяжелую платформу, то я буду вращать съемочный аппарат. Тот же результат с минимальными затратами".

Однако задумку осуществить не удалось. Старевич узнал, что в Москве его с нетерпением ждут "кинолюбители", считающие его творчество буржуазным и контрреволюционным. Поэтому, не возвращаясь в Белокаменную, он эмигрировал в Италию, а затем перебрался во Францию.

За границей Старевич снял почти сотню мультипликационных лент, за которые не раз получал награды и дипломы, звания "лучшего режиссера года" и даже "лучшего аниматора столетия". Ему помогала жена Антония, которая шила костюмы для кукол и рисовала им лица, дочери Ирена и Янина. Они стали сценаристами и кукловодами. Но потом посыпались беды. Умерла Антония. Начала слепнуть старшая дочь. Денег на лечение не хватало, и Старевич решил распродать коллекцию своих кукол. Ему предлагали копейки.

Он умер в 82 года, практически нищим во Франции в 1965 году. При жизни у него не было ни конкурентов, ни учеников. Дочь Ирена вспоминала, что перед смертью Владислав Александрович говорил ей: "Нельзя быть жадным ни в чем, особенно в творчестве", - и сокрушался, что не желал делиться секретами своего мастерства, пока все вокруг этим интересовались.

Потомки Старевича не пошли по его стопам. "Дедушка не оставил нам богатства, - сказал нам по телефону его 63-летний внук Антонио, который сейчас живет в Милане. - Поэтому с детства приходилось экономить деньги и учиться их зарабатывать. Однако мы, его потомки, почти все любим рисовать, увлекаемся фотографией. Мой пятилетний внук недавно изобразил лягушку, настолько похожую на живую, что я решил, будто это переводная картинка. И тогда я подумал, что богатство - это не только деньги, но что-то другое, не менее важное".

Мальчика, в котором перемешана русская, польская, французская и итальянская кровь, назвали Славой. В честь великого предка из России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3650
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2700
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2204

Другие новости