В столичном Политехническом музее открылась выставка "Из истории киноискусства", возвращающая нас в эпоху зарождения "великого немого". Среди "волшебных фонарей" и движущихся по кругу лошадок конца XIX века, первых кинокамер и проекторов, помнящих Великую Отечественную, - странные жуки-рогачи и тараканы, будто сошедшие со страниц зоологической энциклопедии. Откуда они здесь? "Это - "герои" первого в мире рисованного мультфильма, созданного советским аниматором Владиславом Старевичем, - поясняет мне одна из организаторов выставки Татьяна Платонова. - Это было 90 лет назад. Кстати, самому родоначальнику анимации в этом году исполнилось бы 120 лет".
Родился Старевич в Вильно в семье бедного польского служащего. В Вильно Старевичу жилось скучно. Служил он в казенной палате. Но главными страстями Владислава были энтомология и кино. Он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых, вел обширную переписку с натуралистами-любителями и обменивался с ними редкими экземплярами.
В 1912 году молодой мечтатель отправился покорять Москву. Знакомства с иностранными предпринимателями от кино пользы не принесли, и тогда почти отчаявшийся провинциал случайно познакомился с русским меценатом Ханжонковым. Непонятно, чем убедил молодой художник-самоучка, но в Вильно Старевич вернулся со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой в мире рисованной киноленты. Она была готова меньше чем через полгода.
Владислав Старевич назвал свое творение претенциозно - "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами". Премьера состоялась в ноябре 1913 года, ровно 90 лет назад. Пятиминутная картина не сходила с экранов до конца 20-х годов прошлого столетия. Публика уже успела немного привыкнуть к движущимся на экране людям и предметам, но ничего подобного видеть еще не доводилось: все роли в фильме - старого мужа, молодой жены, рыцаря-любовника - исполняли┘ жуки. Они выглядели так натурально, что режиссера назвали гениальным┘ дрессировщиком, сумевшим приручить насекомых.
Пригодилось старинное увлечение - Старевич препарировал жуков, приделал к их лапкам тоненькие проволочки и прикрепил их воском к туловищу. Потом появились шарниры, которые при движении придавали героям самые причудливые позы. Успех "Люканиды" был ошеломительным. Ханжонков потирал руки от удовольствия. Он тут же распорядился пристроить к новой московской квартире Старевича съемочный павильон, где молодой режиссер пропадал дни и ночи. Вскоре мир увидел "Рождество обитателей леса" и "Авиационную неделю насекомых". Его фильм "Стрекоза и муравей" вызвал всеобщий восторг, с него было сделано и продано 140 копий, что стало рекордом популярности даже на фоне игрового кино.
Потом была эпоха увлечения Гоголем - в художественных фильмах "Страшная месть" и "Ночь перед Рождеством" Старевич впервые в мире создал анимационные вставки. Чертик, сидящий на месяце, или ведьма, пролетающая в ночном небе на помеле, - его работа. Он снял в России около 20 мультипликационных лент, в том числе посвященных Гражданской войне.
Революция застала Старевича в Ялте, где он готовился к съемкам полнометражного объемного мультфильма "Звезды моря". Режиссер обещал, что это будет грандиозное зрелище. Он подготовил несколько тысяч масок животных и людей, которые должны были вращаться на фоне облаков и моря, разговаривать, петь и танцевать. "Я обманул всех на свете, - говорил он Ханжонкову. - Если французы и итальянцы для подобного трюка крутят тяжелую платформу, то я буду вращать съемочный аппарат. Тот же результат с минимальными затратами".
Однако задумку осуществить не удалось. Старевич узнал, что в Москве его с нетерпением ждут "кинолюбители", считающие его творчество буржуазным и контрреволюционным. Поэтому, не возвращаясь в Белокаменную, он эмигрировал в Италию, а затем перебрался во Францию.
За границей Старевич снял почти сотню мультипликационных лент, за которые не раз получал награды и дипломы, звания "лучшего режиссера года" и даже "лучшего аниматора столетия". Ему помогала жена Антония, которая шила костюмы для кукол и рисовала им лица, дочери Ирена и Янина. Они стали сценаристами и кукловодами. Но потом посыпались беды. Умерла Антония. Начала слепнуть старшая дочь. Денег на лечение не хватало, и Старевич решил распродать коллекцию своих кукол. Ему предлагали копейки.
Он умер в 82 года, практически нищим во Франции в 1965 году. При жизни у него не было ни конкурентов, ни учеников. Дочь Ирена вспоминала, что перед смертью Владислав Александрович говорил ей: "Нельзя быть жадным ни в чем, особенно в творчестве", - и сокрушался, что не желал делиться секретами своего мастерства, пока все вокруг этим интересовались.
Потомки Старевича не пошли по его стопам. "Дедушка не оставил нам богатства, - сказал нам по телефону его 63-летний внук Антонио, который сейчас живет в Милане. - Поэтому с детства приходилось экономить деньги и учиться их зарабатывать. Однако мы, его потомки, почти все любим рисовать, увлекаемся фотографией. Мой пятилетний внук недавно изобразил лягушку, настолько похожую на живую, что я решил, будто это переводная картинка. И тогда я подумал, что богатство - это не только деньги, но что-то другое, не менее важное".
Мальчика, в котором перемешана русская, польская, французская и итальянская кровь, назвали Славой. В честь великого предка из России.