0
7306
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.11.2003 00:00:00

Сизифов комплекс

Тэги: миф, сизиф, христианство


Мы привыкли, что миф есть нечто, возвышающее душу. О нем говорят как об источнике творчества и силы. Миф кажется универсумом, плодящим новые многоразличные истории, уходящие корнями в древность. Привыкнув делить действительность на черное и белое, мы относимся сегодня к мифам, как к чему-то исключительно хорошему, питающему силы любого художника, всякого думающего человека, каждой души, по природе своей креативной.

И все же миф совсем не всегда таков. Более того, если присмотреться даже не к изнанке, а к его явной структуре, становится ясно, что за этим привычным и привлекательным словом почти всегда скрываются рудименты жестокого и тоталитарного мышления. Миф - источник, питающий страх наказания, чувство вины, веру в раз и навсегда установленные законы и прочие гнетущие вещи, которыми так отменно распорядилось христианство, став государственной религией и идеологией половины земного шара.

Отрешившись от всяческих древних красивостей, рассмотрим, например, миф о Сизифе (из которого мы обычно знаем только то, что наказанный за что-то Сизиф обречен бесконечно вкатывать на гору Аида чудовищный камень). Возникает закономерный вопрос: за что же, собственно, его, бедного, так мучают? Ответ: за неповиновение властям. Мало того, что этот наглец победил Смерть, связавши ее по рукам и ногам! Он еще и сбежал из Царства Мертвых, потому что до самозабвения любил море, солнце, теплые камни - одним словом, жизнь.

Боги разгневались страшно. Больше всего их разозлили даже не сами поступки Сизифа, а его инакомыслие. Человек посягнул на установленные богами правила: умер - отправляйся в Аид, и нечего выступать. Он поднял руку на неизменный, казалось, порядок вещей - отменил Смерть за ненадобностью.

Этого уж никакие боги вынести не могли. Их презрели, отвергли, обошлись без них. Такое не прощается. И миф говорит нам о страшном наказании, безысходном страдании того, кто посмел помыслить о жизни без смерти. Того, кто начал бороться и победил. Пришлось богу Гермесу за шиворот утащить победителя в Аид. Ведь Сизиф был самым натуральным мятежником. Он думал свою думу и поступал в согласии с собой - а это никогда не приветствуется.

Похоже, первые христиане были не хуже Сизифа и даже в чем-то пошли по его стопам. Они твердо знали, что смерти нет и что действовавшие веками правила суть путы, сковывающие дух. Знали, что семья - страшная тюрьма, где патриархальные, давящие законы особенно сильны, и поэтому надо уходить из семей и жить на свободе. Что всякая государственная власть калечит душу, потому что запрещает быть собой и заставляет поклоняться общественным богам.

Первые христиане стремились не быть как все не потому, что они хотели порисоваться новооткрытой истиной. Они просто не в силах были поступать иначе. Как Сизиф, они не могли и не желали предать себя и за это подвергались жестоким гонениям: ведь они следовали своему сердцу, а это, как известно, "подрывает устои". Кстати, что еще можно сделать с такими вот сизифами? Есть разные виды наказаний. Можно объявить человека безумным, как Чаадаева, можно продать в рабство, как Платона. Но лучше всего, конечно, напоить цикутой, чтобы уж сразу, с концами.

В нашем загадочном тоталитарном мире имеется еще один великолепный способ выбить из инакомыслящего "инаковость": его можно обесценить, рассказать ему, как смешно он выглядит на фоне тех, кто "умеет устроиться в жизни". Рассказать, как ничего он не добьется, потому что от природы неудачник, как┘ Да много чего можно рассказать. На еще не оперившихся "белых ворон" это обычно действует убийственно. А вот на более матерых повлиять таким образом практически невозможно. Думается, что если бы Плутон и разобъяснил Сизифу, что у того ничего не выйдет, упрямый мятежник все равно ушел бы из Царства Мертвых. И вот тут миф, как некий патриархальный старец, объятый древнейшим негодованием власть имущих, заявляет нам: "Ничего у него не вышло (читай: у тебя не выйдет), потому что он не подчинился. И с тобой будет то же, если, конечно, вовремя не одумаешься".

Этот голос возмущенных масс, этакого коллективного бессознательного, нельзя умилостивить ничем. Кого беспокоит, что всем известный Прометей не для себя старался, а для простых смертных? Что вот уже не одно тысячелетие люди обогреваются его любовью? Приговор неизменен: прислать сюда орла, чтобы неповадно было. Ишь, тоже┘

Вообще мнящие себя богами, независимо от того, обитают они на историческом Олимпе или пониже, - существа обычно плотоядные и довольно хаотические. Они, как бы это выразиться почетче, люди одной мысли. Одной, но широкой. Одной, но всеобщей, всем понятной. В голове у них не бывает больше одной извилины, ведь для того, чтобы стать инакомыслящим, нужно суметь подумать об "ином". То есть мыслей в голове будет уже как минимум две┘

Вот и внуку Сизифа, Беллерофонту, не посчастливилось. Возможно, склонность к инакомыслию, к поискам своего пути передается по наследству: на своем крылатом коне Пегасе этот неразумный персонаж решил достигнуть вершины Олимпа. Судя по всему, он тоже не уважал богов, и те оттянулись, как могли. Некий малопривлекательный ядовитый овод (читай - безумие) был послан сверху на Пегаса, и взбесившийся поэтический конь сбросил своего седока в тернии. Так ему и надо: не заносись! А то на вершину Олимпа поперся┘ За каким, спрашивается, дьяволом? Да, велика гордыня человеческая, и все гордые справедливую кару понесут┘

Кстати, есть еще одно любопытное наказание для инакомыслящих в духе легенд и мифов Древней Греции. Если не покаешься сейчас (лучше всего публично), то после смерти, с которой ты так наивно боролся в себе и в других, тебя ждет┘ Правильно! Ад кромешный, плач и скрежет зубовный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1000
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
894
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1025
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
931

Другие новости