На большой кухне в огромном доме хватает места и женам и детям.
Фото автора
Поселок Нидым находится в 30 км от столицы Эвенкийского округа Туры. Мы едем туда по зимнику, проложенному по льду Нижней Тунгуски. Снег на солнце - ярко розовый, а тень от ледяных торосов вдоль берегов Тунгуски - голубая. Пятидесятиградусные морозы уже отступили, и на улице "потеплело": всего под 40. Но зима будет холодной, поэтому цель нашего визита - проверить работу системы отопления в поселке. Группу возглавляют заместитель губернатора округа Иван Бахтин и начальник окружного государственного предприятия "Илимпийские теплосети" Алик Болтаев. Сопровождает нас съемочная группа Первого канала, приехавшая в Эвенкию снимать сюжет о малой энергетике в суровых зимних условиях.
Нидым выглядит опрятным и уютным. Большой по эвенкийским меркам поселок (около 300 человек) лет десять назад был одним из богатейших в округе: крупнейшая в Эвенкии звероферма разводила чернобурых лисиц, местные скорняки шили добротные шапки, была когда-то и птицеферма. Благополучие закончилось в 1994 году, когда почти все жители поселка остались без работы и лишь счастливчики трудились в бюджетных учреждениях. К счастью, в последние годы жизнь в Нидыме стала налаживаться - в округе появились деньги и продукты, началось строительство.
Местная котельная поразила нас блестящими маленькими котлами и абсолютно трезвыми кочегарами. Главный здесь - Иван Дивонис. Он заправляет не только котельной, но и дизельной, и водовозкой, а еще присматривается к местной пекарне - там, по его мнению, крепкой хозяйской руки не хватает.
- В поселке работа кочегара сейчас самая почетная, - рассказывает Иван. - Когда мы еще зарплату по 10-14 тысяч получали? Конечно, люди работать будут. И держатся ведь, что удивительно, два месяца уже не пьют!
Сам Дивонис вообще непьющий. Да и некогда ему - работы в поселке невпроворот, а если не везде успевает, сыновья старшие помогают.
- Он у нас личность знаменитая, местная достопримечательность, - поясняет замгубернатора Иван Бахтин. - И в поселке без него никуда, и дома. Шутка ли - три жены, восемь детей┘
Мы с журналистами Первого канала впадаем в легкий ступор.
- Как - три жены? И все официальные, что ли? Вместе живут?
- Ну и что такого? - присоединяется к беседе Алик Болтаев. - А мы в личную жизнь сотрудников не лезем! Раз он всех обеспечить может - где еще им лучшего мужа найти? У него еще одна была, выпивать начала - он ее выгнал. Да вы лучше сами домой к нему съездите, посмотрите┘
Мы тут же напрашиваемся к Дивонису в гости: на хуторе, прямо в тайге, большой двор со множеством хозяйственных построек.
- У деда моего три гектара земли было, - рассказывает Иван. - Я тоже хочу в следующем году хотя бы пару гектаров взять. Куплю гусей штук 200, коров парочку┘
Дивонис приехал в Сибирь из Белоруссии, фамилия досталась от литовских предков. Долгое время работал в Байките в геолого-разведывательной экспедиции. Попал в Нидым, да так и осел здесь - места понравились.
А дома между тем - оживленье: сыновья разделывают оленью тушу, три хозяйки дружно лепят пельмени. Малыши находятся в дальней комнате, чтобы не мешались под ногами. Жены - Лиля, Ольга и Татьяна - живут дружно. Иван ссориться в доме запрещает, "девчонки", как он их называет, мужа уважают и не расстраивают. Лиля и Ольга - родные сестры, эвенки. Татьяна якутка, имеющая какие-то чеченские корни. Национальность детей определить вообще сложно. "Девчонки" не работают: в доме и так забот полно. А со следующего года, когда в хозяйстве скот прибавится да еще земли под парники Иван возьмет, и вовсе не присядешь. Кстати, в огороде у Ивана все растет, даже помидоры в теплицах, что для Приполярного региона вообще фантастика.
Старший сын Тимофей (ему скоро исполнится 18 лет) сейчас учится машину водить, хочет в армии быть шофером. А 12-летний Василий родился в тайге, Иван сам у жены роды принимал. И с тех пор Васька от отца ни на шаг, везде с ним, и на работе, и в лесу. На вопрос, какая у них с отцом самая большая была добыча, Вася гордо отвечает:
- Медведь.
Однажды ночью домочадцы проснулись от надсадного лая собаки, охранявшей подворье. Иван с Василием выскочили на крыльцо. Медведь стоял на задних лапах, навалившись на ограду. Васька принес карабин. Шесть выстрелов понадобилось, чтобы уложить таежного гостя.
- Он у меня поросенка задрал! - возмущается Иван. - Но старый был совсем, без зубов уже. Шапку из него сделал. Хотите, подарю?
Прощаться на крыльцо высыпало все семейство. "Девчонки" смущенно прятались от камеры, малыши, наоборот, облепили оператора со всех сторон.
- Вы к нам летом приезжайте, - приглашает Иван. - Летом хорошо у нас, жарко, на охоту сходим или на рыбалку. Где еще отдыхать, если не здесь?
Тура-Нидым