0
1075
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.10.2003 00:00:00

Курица и яйцо

Тэги: естественность, искусственность, привычка


естественность, искусственность, привычка Для этой птицы наши философские вопросы просто не существуют.
Фото Reuters

Все мы слышали о "естественном образе жизни". Косить траву, много рожать, кормить грудью, жить в деревне, есть свои овощи с грядки, носить порты и рубахи из натуральных волокон. Существует, разумеется, масса вариаций на эту тему; а также масса мотиваций: от религиозных и возвышенно-альтруистических до совершенно эгоистических и даже вполне параноидальных. Общее одно: никто из поборников "естественности" все же не призывает пойти до конца. Частично отказаться от благ/зол современной цивилизации - да. Отказаться от цивилизованности совсем?.. Даже от каменного топора?..

Интересно, что в поисках примера "естественной жизни" обращаются чаще не к Руссо, а к "Робинзону Крузо". Хотя там пафос прямо противоположный: только добившись возможности соблюдать некое подобие цивилизованного ритуала (брать пищу не руками, а приборами), Робинзон чувствует себя более или менее естественно. То есть - как человек, разумное создание Божие.

В системе ценностей Робинзона, который за время жизни на острове из бездумного грешника становится философом и христианином, между понятиями "естественность" и "цивилизованность" фактически стоит знак равенства.

Или вот. Я работала на радио и делала блиц-опросы на улицах: двадцать-тридцать человек отвечали на какой-нибудь один вопрос, иногда политически-актуальный, а иногда - довольно странный. Однажды решила опросить только женщин: нравится ли им, когда мужчины носят бороду и усы. Оказалось: почти все были против бород. При этом ни одна не призналась, что борода щекочется, или там царапается, или что нехорошо, когда в ней застревает капуста из щей. Но раз пять прозвучало слово, которое поставило меня в настоящий тупик. "Борода, - заявляли они, - это неестественно". А одна еще добавила: "Неестественно и некультурно".

То есть, если не умничать, а рассуждать на бытовом уровне, "естественно" - это значит "привычно".

Но самые дивные логические финты происходят, когда в пылу пропаганды каких-то идей начинают ссылаться на социальное поведение самых вообще естественных существ. То есть - животных.

Между прочим это происходит постоянно.

Недавно я, например, была на одном круглом столе, посвященном вопросам участия российских женщин в политике (скорее, как известно, неучастия), и там, как водится, оказался дядя, который примерно полчаса говорил о петухах и курах. В том смысле, что если курицы начнут сидеть на заборах и кричать, а петухи - пытаться высиживать яйца, то все пойдет кувырком, цыплята передохнут и курятник развалится.

Этот пример - с курятником - любимейший довод сторонников патриархата; они его приводят постоянно (о частном случае глупости не стоило бы говорить). Между тем - пример удивительный. Поскольку он предполагает, что:

- социальное устройство курятника идеально само по себе;

- социальное устройство курятника является эталоном по отношению к человеческой семье и человеческому обществу;

- биологический вид "курица домашняя" должен являться для биологического вида "человек разумный" бесспорным образцом для подражания.

Согласиться с этими утверждениями, честно говоря, довольно трудно. И не потому, что высиживать цыплят якобы скучно, а орать на заборе увлекательно. А потому, что "кура домашняя" (как, впрочем, и домашний петух) - случай какой-то уж очень незавидный. Ни мозгов, ни крыльев. Отвратительное сексуальное рабство в этом самом курятнике. А на птицеферме? И вовсе макабр.

А если копнуть чуть глубже, выясняются и вовсе удивительные вещи. Предками наших домашних кур были дикие куры, которых называют навозными - они устраивают кладки яиц в теплом перегное. Это очень разумно: получается такой природный инкубатор. Но только надо следить, чтобы температура была ровной, чтобы яйца невзначай не сварились, но и не замерзли. Поэтому их надо то закапывать поглубже, то, наоборот, давать слегка проветриться┘ Всей этой кропотливой работой занимается самец, петух. Самочка навещает его нечасто. Живет какой-то своей жизнью: гуляет с подружками, тусуется, пьет коктейли┘

Сейчас все обсуждают итоги ежегодной так называемой Шнобелевской премии (Ig Nobel Prize) - ее присуждают уже 13 лет: за самые бессмысленные и дурацкие научные исследования. Особенное оживление вызвал один из лауреатов-биологов: сотрудник Роттердамского музея естественной истории удостоился Шнобеля-2003 за научное описание "случая попытки сношения селезня дикой утки с мертвым представителем своего вида", или, говоря иначе, гомосексуальной некрофилии у диких уток┘ Может быть, хоть теперь перестанут потрясать этим знаменем "естественности", а? Ужасно надоело, ей-богу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости