0
1501
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.10.2003 00:00:00

Пророк экуменизма

Тэги: Соловьев, филосов, конференция


Несмотря на то что имя философа Владимира Соловьева хорошо известно в России и на Западе, его философские и религиозные взгляды до сих пор для многих служат "камнем преткновения". Либералам сын известного историка Сергея Соловьева близок тем, что он стремился к объединению Западной и Восточной Церквей, считая, что это приведет к торжеству христианства во всем мире. Кроме того, Владимир Соловьев публично призывал помиловать убийц императора Александра II. Это выступление стоило молодому ученому места преподавателя и привело к постепенному разрыву со своими покровителями из числа славянофилов. С консерваторами его роднят идеи, блестяще изложенные в магистерской диссертации "Кризис западной философии".

Как показало время, Владимир Соловьев "не оправдал надежд" ни тех, ни других. Он нашел особый путь, который позволил ему стать не только творцом "новой философии", но и своеобразным предтечей экуменического движения.

Осмыслению "соловьевской" традиции и его влияния на философию ХХ века была посвящена международная конференция "Россия и Вселенская Церковь", которая проходила с 23 по 27 сентября 2003 года в усадьбе Узкое, принадлежавшей Сергею и Евгению Трубецким. Именно здесь 31 июля 1900 г. скончался Владимир Соловьев.

В конференции, организованной Библейско-богословским институтом святого апостола Андрея (ББИ), приняли участие более шестидесяти ученых из разных стран, а также видные иерархи Русской Православной и Римско-Католической Церквей: митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) и глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич. В своих выступлениях оба иерарха говорили о той пользе, которую работы Владимира Соловьева принесли обеим конфессиям. В частности, митрополит Филарет подчеркнул, что Русская Православная Церковь никогда не умаляла значение работ Владимира Соловьева и его религиозно-философских исканий. Напротив, в творчестве этого мыслителя православный христианин может найти ответы на многие вопросы, которые ставит перед ним общество.

Глава русских католиков подчеркнул, что Владимир Соловьев одним из первых в России остановился на проблеме единства Церкви. Митрополит Кондрусевич отметил, что разделение между христианами до сих пор остается одним из острейших вопросов, стоящих перед католиками, православными и протестантами всего мира.

Ректор ББИ Алексей Бодров отметил, что сам факт присутствия на конференции православного и католического митрополитов свидетельствует о том, что надежды Владимира Соловьева на объединение Церквей не были утопическими.

В 1883 году Соловьев в письме к Ивану Аксакову писал: "Не в моей власти исцелить разделенные Церкви, но в моей власти и обязанности не растравлять их ран полемикой, а смягчать их словом справедливости и примирения... Вы смотрите только на папизм, а я смотрю прежде всего на великий, святой и вечный Рим, основную и неотъемлемую часть Вселенской Церкви. В этот Рим я верю, пред ним преклоняюсь, его люблю всем сердцем и всеми силами своей души желаю его восстановления для единства и целости Всемирной Церкви, и будь я проклят как отцеубийца, если когда-нибудь произнесу слово осуждения на святыню Рима".

За этим внешне эмоциональным высказыванием стоит глубокая убежденность в том, что человеческие разделения не в силах преодолеть единства веры и любви. Эта мысль Владимира Соловьева получила развитие в работе русского историка Антона Карташева. Он говорит, что соединение Церквей может произойти лишь на основе взаимной любви и уважении. В частности, православные должны смириться с любовью католиков к Папе: "Чья грубая рука решится вырвать из сердца западных братьев этот нежный цветок любви их к Церкви? Это их тип церковной мистики; без него разрушается живое целое. Они иначе не могут, не умеют жить церковно. И Православная Церковь должна признать папство для Римской Церкви".

К сожалению, подобный взгляд даже в наши дни отдельными представителями обеих Церквей воспринимается как ересь. Однако Владимир Соловьев не был утопистом или "ниспровергателем церковных канонов", как это может показаться на первый взгляд. Так, например, широко известен тот факт, что за несколько лет до смерти русский философ причастился у католиков. Менее известно то обстоятельство, что впоследствии Владимир Соловьев назвал этот поступок поспешным. Вот что по этому поводу говорил в своих лекциях протоиерей Александр Мень: "Когда Соловьев умирал, он сказал: "Я был не прав". Он писал, что личные унии, личные переходы из Церкви в Церковь не помогут единству христиан, а наоборот, только внесут лишний соблазн".

Среди докладов, прозвучавших на конференции, можно отметить выступление харьковской исследовательницы Татьяны Воропай. В нем говорилось о соотношении национальных и религиозных проблем в работах Владимира Соловьева. По ее мнению, русский философ всегда последовательно выступал против национализма, который он понимал как "политику узкого национального интереса и национального эгоизма, когда "свое" диктует и оправдывает либо политические амбиции, либо претензии на культурное превосходство одной нации над другой". К каким трагедиям приводят подобные взгляды, доказывает вся история ХХ века, когда под видом национальной или религиозной уникальности проповедовался расизм и геноцид.

В своем докладе Татьяна Воропай напомнила слушателям слова Владимира Соловьева: "Для того чтобы народ был достойным предметом веры и служения, он сам должен верить и служить чему-то высшему и безусловному: иначе верить в народ значило бы верить в толпу людей, а это противно не только религии, но и простому чувству человеческого достоинства".

Исследователь из Минска Григорий Миненков говорил о понимании Владимиром Соловьевым идеи единства людей. Эта тема вызвала острую дискуссию в связи с проблемами глобализации современного общества. По мнению выступавшего, для русского философа была важна не сама идея объединения людей как таковая, а свободное согласие человечества на этот шаг. При этом каждый верующий или атеист должен быть максимально терпимым к мнению другого, чтобы процесс объединение людей по какому-либо признаку не привел к катастрофическим последствиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1756
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3723
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2777
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2268

Другие новости