Умная толпа собирается не просто так, а отрабатывает сценарий.
Фото Reuters
Сначала было печатное слово - книга с выразительным названием "Умная толпа: следующая социальная революция". Автор - социолог Говард Рейнгольд, ранее написавший исследование о возможностях использования киберпространства. Рейнгольд косвенно подвиг 28-летнего компьютерщика из Сан-Франциско по имени Роб Зазуэта создать сайт FlockSmart.com. В логотипе крупно выделено Smart (Зазуэта предпочитает называть акции не flash, а smart mob - "умная толпа"). Я хорошо помню этот логотип - на письмах, которые в огромном количестве приходили по спаму: новое движение вербовало сторонников. Сейчас спам умирает как явление - почтовые программы вырубают его все успешнее. Но флэш (или, если угодно, смарт моб) выживет и без спама - найдены альтернативные формы коммуникаций, в частности LiveJournal. Создано множество новых сайтов: флэшмоббером может стать каждый.
Первая реальная акция состоялась в июне: 150 человек одновременно вошли в магазин Macy"s в Нью-Йорке и начали требовать некий специальный ковер для занятий любовью. Потом 250 человек устроили бешеные аплодисменты в холле отеля на Манхэттене. В Риме 300 человек пытались купить несуществующую книгу несуществующего автора. В Дортмунде на выставке стиральных машин возникли люди, картинно пожирающие бананы. В Цинциннати мобберы, стоя у аквариумов, вопрошали: "Дельфин - это животное или рыба?" Перед американским посольством в Берлине пили шампанское "За Наташу!" В Денвере на выкрик "Пинг!" дружно отвечали: "Понг!"┘
Первый российский флэш прошел 16 августа в Москве и, практически одновременно, в Петербурге - на соответствующих вокзалах. На Ленинградском встречали некоего Владимира Владимировича - с картонными табличками. На Московском - несуществующую "Татьяну Лаврухину из общества анонимных алкоголиков", и это мероприятие прошло довольно весело. Москвичей же сразу стали обвинять в пристрастии к политическим намекам. "Это похоже на какой-то дурацкий РR┘ Москвичи явно работают на камеру┘ Посмотрим, что будет дальше┘ все это очень смахивает на подготовку к чему-то большому┘ и ужасному┘" Про флэш-акции показали несколько сюжетов в телевизоре. И - понеслось.
"Москва, 13 сентября, на нулевом километре, возле Манежной площади. Ровно в 20.00 достаем зажигалки и все начинаем мычать. На вопрос, что тут делаете, отвечать: "Я звездочка". В 20.03 расходимся откуда пришли. На встрече ни с кем не разговаривать"┘
В Краснодаре решили застыть на 3 минуты в позе "ласточка" перед Домом союзов.
В Перми в эту субботу будут приветствовать бурными аплодисментами прибытие какого-то троллейбуса. А еще раньше, в пятницу, предлагалось провести акцию "Чупа-чупс" с весьма остроумным сценарием, но его, кажется, не утвердили┘
Наиболее истово увлеклись флэшами в Одессе (очень смешно скупали бублики) и в Питере - там прошло уже пять или шесть акций. Поддерживали Александрийский столп, чтоб не упал. "Падает! Держим, помогай! Уффф. Даааа┘ Вроде ровно. Нет, вон туда заваливается. Вот, теперь, похоже, ровно┘" - пожимают друг другу руки, расходятся гулять дальше. Последний успешный моб назывался "дед Мазай": грызли морковки в бутике. А в Омске будут дружно завязывать шнурки на ботинках┘
Это далеко не полный список: города словно объявили конкурс на лучший флэш. "Наш сайт ежедневно посещают десятки человек из разных стран. Мир следит за тем, что происходит в Беларуси. Мы являемся неотъемлемой его частью, так же, как и США, Франция, Австралия, Россия┘ Почему мы должны быть хуже? Докажем делом, что белорусы мобильны, - примем участие во втором Гродненском флэш мобе. Вместе - мы сила!"
Очень много говорят про то, что политтехнологи захотят использовать FM, манипулируя "мобильной" публикой в своих целях, в частности, связанных с выборами.
Вспоминают Филиппины, когда противники Джозефа Эстрады объединились с помощью SMS и его режим в итоге был свергнут. Или последние выборы в Южной Корее, когда сторонники Но Му Хена тоже использовали SMS, агитировали за него в электронных средствах массовой информации и привели своего кандидата к победе.
Это мощные примеры и даже - примеры из смежных областей. Но это - не флэш. По определению.
В настоящий флэш будут играть по меньшей мере год. Пока сценарии не начнут повторяться (они уже повторяются). Потом молодежные журналы занесут flash mob в графу "немодно". Возникнет новый социальный тип - "старый моббер", до гробовой доски вспоминающий "Танечку Лаврухину" или "Божью коровку": как же было здорово!
Ну да, здорово, наверное. Крикнешь "Физкульт!!", а тебе со всех сторон: "Прррривет!!!!"