Идеально приспособленное для балета тело Светланы Захаровой теперь будет радовать и москвичей.
Фото Игоря Захаркина
- Света, вас уже неоднократно приглашали в Большой театр, но согласие вы дали только сейчас...
- Первым меня пригласил Владимир Викторович Васильев. Мне было 17 лет, а он тогда ставил в ГАБТе "Лебединое озеро". Увидев меня в "Спящей красавице", Васильев сразу же предложил роль Одетты - Одиллии в Москве и ведущее положение в Большом театре. Это было заманчиво, но я понимала, что по молодости и неопытности еще не вытяну "Лебединое", этот тяжелейший и безумно сложный балет. Следующий разговор на эту тему был с Александром Ворошило, тогда исполнительным директором ГАБТа. И в третий раз я получила предложение от генерального директора Анатолия Иксанова. После долгих переговоров и моих колебаний я решилась. Созрела, чтобы поменять город и театр. Хочется почувствовать что-то новое, неизвестное. В Москве публику еще нужно завоевывать. Мне это интересно. Я вообще по натуре боец.
- А разница петербургской и московской школ танца, о которой так много говорят особенно в Питере, вас не смущает?
- Мне трудно сказать, какая школа у меня сейчас, потому что я шесть лет проучилась в Киеве, заканчивала учебу в Петербурге и, кроме того, много езжу по миру и всегда стараюсь воспринять самое лучшее в каждой школе. У французов, например, учусь виртуозной работе стоп.
- В каком-то интервью вы объявили, что недовольны тем, как в Мариинке вам все время приходилось доказывать свое первенство, обосновывать желание и возможность что-то сделать. Значит ли это, что, по вашему мнению, в Москве вам не придется доказывать первенство, потому что в Большом для вас не найдется достойных соперниц?
- Когда я пришла в Мариинский театр, там сложилась своеобразная ситуация. Ушла по возрасту на пенсию целая плеяда ведущих артисток, и руководство театра сделало ставку на новых молодых балерин. Между нами постоянно было соревнование, и каждая доказывала, что она лучше. А в Большом театре я не хочу занимать чье-то место. Я пришла сюда сама по себе.
- Я спросила вас потому, что есть такое расхожее мнение - в Мариинском театре сильные девочки, а в Москве, наоборот, мальчики. И вот в столицу приезжает Света Захарова, раскрученная питерская звезда... Кстати, какие московские балерины вам нравятся?
- Я заступлюсь за мальчиков в Петербурге: там сегодня очень хорошие танцовщики. А про балерин - деликатный вопрос, не буду на него отвечать.
- А близкие люди у вас в столице есть?
- После каждого приезда сюда мне встречались такие интересные люди! Некоторых я уже считаю друзьями. Они не артисты и не из мира балета, но любят и понимают искусство. Это не просто поклонники, которые обожают меня как балерину, они воспринимают меня как друга. Я не чувствую себя в Москве одинокой. Раньше боялась этого огромного города, в котором все куда-то торопятся, суетятся. В Петербурге совсем другая жизнь. Но потом я привыкла к московскому ритму. И полюбила его.
- А как вас восприняли коллеги по ГАБТу? Вот Анастасия Волочкова, с тех пор как перебралась из Петербурга в Москву, с ними так и не наладила отношений...
- Я часто приезжала танцевать в Большой, выступала со многими танцовщиками, многократно встречалась с московскими артистами на разных гала-концертах за границей. Все знакомые в театре со мной здороваются. А про негатив, если он есть, мне ничего неизвестно, может быть, просто этого не замечаю. Но точно знаю, что никому здесь не давала повода со мной не разговаривать.
- Согласились бы вы исполнить что-то совсем радикальное? В Большом собираются ставить "Ромео и Джульетту" без танцев на пуантах. Хотелось бы такое попробовать?
- Надоело в концертах смотреть только старые па-де-де, одно и то же. Я надеюсь, что Алексей Ратманский, несмотря на занятость в должности нового худрука балета ГАБТа, найдет время поставить для меня что-нибудь, необязательно балет, можно номер. А насчет танца без пальцев - это интересно. Я люблю эксперименты.
- Московский контракт, надо понимать, разрешает вам личные гастроли, на которые вас наперебой приглашают импресарио разных стран. А как началась ваша международная карьера?
- На два года вперед все расписано. Приглашений хватает. Но от многих я отказалась, потому что понимаю, что должна находиться в Большом театре.
У нас есть такой замечательный танцовщик... Ой, я все еще говорю "у нас"... В Мариинском театре есть премьер балета Игорь Зеленский, он много выступал на Западе и часто приглашал меня с собой как партнершу. Так меня и заметили. А гастроли с Мариинкой... В те годы я была еще маленькая, и мне никогда не давали первый гастрольный спектакль, на который приходят критики, поэтому обо мне мало кто знал - рецензии выходили на других балерин.
Что касается Парижской оперы, то здесь как раз помогли выступления с театром. Мы давали спектакли в Версале, и на одну из репетиций пришел Михаил Барышников. Потом Брижит Лефевр, глава парижского балета, мне рассказала, что Барышникову мой танец очень понравился, и он настоятельно рекомендовал "обратить внимание на Захарову". До меня Парижская опера русских артистов не приглашала десять лет. Я станцевала там "Баядерку", один из моих любимых спектаклей, и "Лебединое озеро", был успех. В марте опять буду танцевать в Париже, на этот раз - "Жизель".
- Наверняка вас звали, и не раз насовсем, прийти в престижные западные труппы. Что вас останавливало дать согласие?
- Я люблю Россию.