Русский человек, покидающий на время милую Родину, обычно бывает убежден, что святость и духовность, по крайней мере истинные, он оставляет на ее бескрайних просторах. В заморских странах он рассчитывает восхищаться успехами цивилизации и изумляться чудесам прогресса, лелея, однако, про себя заветную мысль о том, что духовная наша жизнь куда как глубже и насыщенней, если вообще есть что-то, с чем ее можно сравнивать.
Однако начинаешь думать совсем по-иному, когда ступаешь на древнюю землю Ирландии, принявшей христианство еще в V веке.
Первой и главной целью паломничества является посещение маленького островка, расположенного на озере Лох-Дерг на севере страны. С глубокой древности остров был известен как "Чистилище святого Патрика". По преданию, просветитель Ирландии победил здесь чудовище, кровью которого окрасились воды озера. Отсюда и название Лох-Дерг, что значит Красное озеро. Эта победа символизировала торжество христианства над язычеством.
Предание повествует, что именно здесь святой удостоился чудесного видения. Сам Иисус Христос ввел его в чистилище, открыв перед ним два пути: в ад и рай. Господь указал на острове глубокий черный провал, через который каждый, кто имеет твердую веру и раскаяние, может попасть в чистилище. Святой Патрик заложил здесь церковь, во дворе которой создал каменный грот.
Легенда о том, что чистилище находится на крайнем Западе, там, где заходит солнце, а именно там и расположена Ирландия, будоражила сердца и умы всей средневековой Европы. Об этом свидетельствуют средневековые карты, на которых единственным местом, обозначенным во всей Ирландии, было лишь "Чистилище святого Патрика". С древних времен сюда приезжали католики из Англии, Италии, Германии, Венгрии. Люди верили, что, совершив это паломничество, после смерти они будут избавлены от посмертных мучений.
У "Чистилища" непростая судьба. Она тесно связана с драматической историей самой Ирландии. В 1497 г. Папа Римский Александр VI запретил паломничество по доносу монаха-паломника из Голландии. Пещеру вскоре разрушили, но ирландцы не перестали посещать остров. Самые сильные разрушения связаны с английской политикой колонизации и репрессий против католиков. В 1632 г. по призыву англиканского епископа толпа фанатиков-пуритан полностью сровняла с землей все, что было на острове. Однако нельзя было разрушить дух ирландского народа, поэтому паломничество, пусть и в глубоком секрете, продолжало совершаться.
В Средние века паломники проводили в пещере по девять и более дней. Нынешние паломники приезжают на три дня, а вместо пещеры на острове в 30-е годы ХХ века выстроен храм в честь святого Патрика. "Чистилище" открыто с 1 июня по 13 августа. За это время его посещают 15-20 тыс. человек, в основном ирландцы, что составляет менее 1% населения всей страны. Многие делают это из года в год, из поколения в поколение. Кстати, приехать туда может любой, никакой предварительной договоренности не требуется.
Чем же занимаются паломники на острове? Можно выделить четыре основных этапа, тесно связанных с символикой и духовностью древнего кельтского монашества. Уже сама переправа паломников в лодке через озеро на остров символизирует переход человеческой души из одного состояния в другое.
Прежде всего паломники снимают обувь. Само по себе хождение босиком является символом покаяния. Уже с полуночи паломники полностью воздерживаются от пищи. В целом строгий пост продолжается три дня, во время которого пищу можно принимать один раз в день. Трапеза состоит из стакана чая или кофе и нескольких сухарей. Пост является своеобразной молитвой тела. Постоянное чувство голода придает человеку необходимый настрой и дает ему силы для выполнения духовных молитвенных упражнений.
Здесь находится шесть каменных кругов с вертикальным крестом внутри, которые, возможно, являются руинами старинных монашеских келий. Каждый круг посвящен древнему кельтскому святому. Паломники обходят каждый круг, шепотом читают молитвы по четкам, а затем встают на колени и целуют крест. Кстати, молитва, совершаемая при хождении босиком по острым камням, - еще один элемент, символизирующий очистительные страдания в чистилище. На стене базилики высечен крест святой Бригитты. Каждый паломник должен, троекратно прислонясь к нему, произнести: "Отрекаюсь от мира, плоти и дьявола".
И наконец, бдение, которое происходит 24 часа: ночью в храме, а также весь следующий день. В целом, учитывая день прибытия, паломники не спят в течение 35 часов. Всю ночь совершается общая молитва, подобно молитве святого Патрика в чистилище. В 6 утра служится месса, которая символизирует очищение, затем следует исповедь, символизирующая полное примирение с Богом.
Надо сказать, что климат здесь достаточно суровый, однако люди молятся и в шторм, и в проливной дождь. Если ветер стихает и становится тепло, то паломников атакует рой жалящей мошкары.
Что же заставляет людей добровольно терпеть такие лишения? Причины, как это всегда бывает, разные, как правило, они тесно переплетены с житейскими: надо принять важное решение, пьет муж, сын потерял работу, предстоит женитьба┘ Люди просят прощения у Бога за свои прегрешения.
Второй день завершается в 21.30 поклонением Святым Дарам, после чего люди отправляются спать. На третий день рано утром после мессы надо проделать еще один круг духовных упражнений и можно собираться в дорогу.
На острове есть и приметы нового времени. В свободное время можно почитать свежие газеты в комнатах отдыха или просто покурить, греясь на солнышке. Здесь строго запрещены радиоприемники, плееры и мобильные телефоны, однако книги и газеты допускаются. Для паломников открыт книжный магазин, там же продаются сувениры и почтовые открытки. Рядом находятся медпункт и центр психологической помощи. Паломникам всегда готов помочь дежурный священник, у которого можно даже узнать об исходе футбольного матча в родном городе.
Многие мечтали бы побывать на острове Лох-Дерг, но чтобы добраться туда, нужны немалые деньги. Именно поэтому приор "Чистилища святого Патрика" монсиньор Ричард Мохан призвал ирландских паломников, до этого бросавших оставшиеся монеты в озеро, кидать их в специально установленный на пристани котел. За два года было собрано более 10 тыс. евро, что позволило в этом году паломникам из России побывать на острове.