0
1417
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.08.2003 00:00:00

Примадонна

Тэги: биешу, бография, юбилей


биешу, бография, юбилей Для Марии Биешу обесцениться могут титулы, но не искусство.
Фото ИТАР-ТАСС

Она любит красивую одежду. Но за модой не гонится. И обувь предпочитает на высоком каблуке. Любимые духи: "Фиджи" и "Амариджи". Не прочь и выпить шампанского, да оно вредно для певческого голоса. И Мария Биешу не сетует, ведь главное - это петь. День рождения уже встречает с некоторой грустью, как знак еще одного ушедшего года. Впрочем, выглядит много моложе гипотетически высчитанного мною ее возраста. И уверяет, что чужда кокетства. Но в отсутствие у нее кокетливости - не верьте.

Однако писать про частную жизнь певица категорически запретила. Предусмотрительно наложила табу и на политическую тематику. "Политики приходят и уходят. А нам оставаться и продолжать работать", - заметила она по этому поводу. Сама же, как рассказывали, во времена разразившейся здесь в конце прошлого века националистической вакханалии вела себя весьма достойно. И не впала, например, подобно некоторым коллегам, в русофобскую истерию. Хотя после распада Союза многие прежние друзья из бывших советских республик сразу позабыли ее адрес и номер телефона. Вот Ирина Архипова, "бриллиантовый голос России", их не запамятовала. С Архиповой Биешу дружна и высоко почитает ее по сей день.

Разумеется, известная певица Мария Биешу - дитя советской эпохи. Когда-то в ее южное село приехали агитаторы, призывавшие молодежь учиться в сельхозтехникуме. И Мария, старшая из четырех дочек в крестьянской семье, вняла призыву. А потом уже провинциальный сельхозтехникум, где она обучалась специальности с красивым названием "агролесомелиоратор", посетила столичная комиссия - в поисках молодых дарований. Она и порекомендовала талантливой девочке из самодеятельности податься в Кишинев, в консерваторию. При поступлении туда самым трудным экзаменом для Марии, еще плохо знавшей русский, стало сочинение. Спасибо, сами преподаватели помогли. Учебу в консерватории она начала с изучения нотной грамоты.

Будучи студенткой, Мария выступала в оркестре народной музыки "Флуераш" рядом с "великой молдавской певицей Тамарой Чобану". И та сказала как-то "Мариечке", что с ее голосом нельзя ограничиваться только народной песней. По окончании консерватории она дебютировала в молдавском оперном театре в премьере "Тоски" - с самой трудной для сопрано партией. Было это в 1962 году. В 1966-м получила третью премию на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. А в 1967-м (тут она мне сделала выговор за неточное знание этой даты) на Международном конкурсе классической музыки в Японии Биешу была признана лучшей среди 34 конкурсантов из 20 стран за исполнение партии Чио-чио-сан. С того момента она стала знаменитой. И это тоже очень советская история, хотя бы потому, что сегодня у небогатого молдавского государства, наверное, просто не нашлось бы средств, чтобы отправить свою представительницу в заморский город Токио.

Всего за прошедшие годы Мария Биешу спела 30 партий. Разумеется, главных. Какую-либо одну из них выделить не захотела, поскольку любит и жалеет всех своих героинь. И впрямь, как не пожалеть ту же Чио-чио-сан, принявшую смерть из-за любви к иностранцу-моряку. Нет-нет, у самой певицы - в жизни, а не на сцене - обошлось без подобных страстей. "Все было тихо-мирно", - бдительно среагировала она, вновь возвращаясь к разговору о высоком.

Основной массе населения Молдавии живется сейчас весьма трудно. И Биешу все чаще получает письма с просьбами. Одна женщина, например, предложила купить у нее некие дорогие вещи, которые непременно понадобятся певице. А другая попросту попросила прислать 2000 леев на обучение дочки в университете. "Но разве возможно всем помочь, когда у нас в семье из десяти человек работаем только мы с племянником!" - воскликнула певица, сердито бросая рядом с письмами связку со счетами за коммунальные услуги, в Молдавии действительно непомерными.

После развала СССР вмиг обесценились хранившиеся на книжке ее средства и многочисленные почетные звания. "Примадонна Национальной оперы, председатель Союза музыкальных деятелей Республики Молдова, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор, академик" - все это и сегодня значится в визитке той, чье имя наряду с другими раритетами вроде коньяка "Белый аист" долгие годы служит символом, визитной карточкой Молдавии.

В последние годы Молдавский оперный живет в основном за счет зарубежных турне. И несколько лет кряду вместе с театром колесила по Европе на "Икарусе" примадонна Биешу. По ее словам, бытовые условия были кошмарными, но публика принимала хорошо и в Италии, и во Франции, и в Испании. "Спектакли-то у нас раньше ставились качественные и красивые!" - напомнила она. В советское время в театре было до шести премьер ежегодно. За минувшее же десятилетие выпустили лишь одну - балет "Щелкунчик" с помощью филантропов. Сейчас ищут спонсоров для новой постановки.

Науку этого поиска она успешно освоила, двенадцатый год подряд организуя международный фестиваль "Мария Биешу приглашает". В Молдавии, особенно поначалу, это было едва ли не единственное значимое культурное событие. На приглашение Биешу откликаются как именитые собратья по прежде общему культурному советскому пространству, так и коллеги из родственной Румынии, представители стран дальнего зарубежья - Финляндии, Италии, США. Приезжает и молодежь. Выступление в Кишиневе стало знаковым, к примеру, для певческой карьеры грузина Теймураза Гугушвили и украинца Михаила Дидыка. Таким образом Мария Лукьяновна (которая поет и на собственном фестивале, и не отказывается выступить на концерте Евгения Доги в Москве, и в Киеве - вместе с камерным оркестром Андреевской церкви, и на гастролях в Турции) наряду со сценической успешно исполняет также и культурологическую, собирающую роль.

Как-то ей понадобилось по делам международного фестиваля хоровой музыки встретиться с одним здешним министром. Верная правилу "о политдеятелях, как об усопших, говорить либо хорошее, либо ничего", имени чиновника певица не назвала. Но подивилась: "Представляете, он предложил мне, Биешу, записаться к нему на прием в приемный день в общей очереди!" И в самом деле, оставшемуся безымянным начальнику следовало бы знать - примадонну нельзя заставлять ждать в общем ряду...

Кишинев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1174
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
725
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1415
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1381

Другие новости