Для Марии Биешу обесцениться могут титулы, но не искусство.
Фото ИТАР-ТАСС
Она любит красивую одежду. Но за модой не гонится. И обувь предпочитает на высоком каблуке. Любимые духи: "Фиджи" и "Амариджи". Не прочь и выпить шампанского, да оно вредно для певческого голоса. И Мария Биешу не сетует, ведь главное - это петь. День рождения уже встречает с некоторой грустью, как знак еще одного ушедшего года. Впрочем, выглядит много моложе гипотетически высчитанного мною ее возраста. И уверяет, что чужда кокетства. Но в отсутствие у нее кокетливости - не верьте.
Однако писать про частную жизнь певица категорически запретила. Предусмотрительно наложила табу и на политическую тематику. "Политики приходят и уходят. А нам оставаться и продолжать работать", - заметила она по этому поводу. Сама же, как рассказывали, во времена разразившейся здесь в конце прошлого века националистической вакханалии вела себя весьма достойно. И не впала, например, подобно некоторым коллегам, в русофобскую истерию. Хотя после распада Союза многие прежние друзья из бывших советских республик сразу позабыли ее адрес и номер телефона. Вот Ирина Архипова, "бриллиантовый голос России", их не запамятовала. С Архиповой Биешу дружна и высоко почитает ее по сей день.
Разумеется, известная певица Мария Биешу - дитя советской эпохи. Когда-то в ее южное село приехали агитаторы, призывавшие молодежь учиться в сельхозтехникуме. И Мария, старшая из четырех дочек в крестьянской семье, вняла призыву. А потом уже провинциальный сельхозтехникум, где она обучалась специальности с красивым названием "агролесомелиоратор", посетила столичная комиссия - в поисках молодых дарований. Она и порекомендовала талантливой девочке из самодеятельности податься в Кишинев, в консерваторию. При поступлении туда самым трудным экзаменом для Марии, еще плохо знавшей русский, стало сочинение. Спасибо, сами преподаватели помогли. Учебу в консерватории она начала с изучения нотной грамоты.
Будучи студенткой, Мария выступала в оркестре народной музыки "Флуераш" рядом с "великой молдавской певицей Тамарой Чобану". И та сказала как-то "Мариечке", что с ее голосом нельзя ограничиваться только народной песней. По окончании консерватории она дебютировала в молдавском оперном театре в премьере "Тоски" - с самой трудной для сопрано партией. Было это в 1962 году. В 1966-м получила третью премию на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. А в 1967-м (тут она мне сделала выговор за неточное знание этой даты) на Международном конкурсе классической музыки в Японии Биешу была признана лучшей среди 34 конкурсантов из 20 стран за исполнение партии Чио-чио-сан. С того момента она стала знаменитой. И это тоже очень советская история, хотя бы потому, что сегодня у небогатого молдавского государства, наверное, просто не нашлось бы средств, чтобы отправить свою представительницу в заморский город Токио.
Всего за прошедшие годы Мария Биешу спела 30 партий. Разумеется, главных. Какую-либо одну из них выделить не захотела, поскольку любит и жалеет всех своих героинь. И впрямь, как не пожалеть ту же Чио-чио-сан, принявшую смерть из-за любви к иностранцу-моряку. Нет-нет, у самой певицы - в жизни, а не на сцене - обошлось без подобных страстей. "Все было тихо-мирно", - бдительно среагировала она, вновь возвращаясь к разговору о высоком.
Основной массе населения Молдавии живется сейчас весьма трудно. И Биешу все чаще получает письма с просьбами. Одна женщина, например, предложила купить у нее некие дорогие вещи, которые непременно понадобятся певице. А другая попросту попросила прислать 2000 леев на обучение дочки в университете. "Но разве возможно всем помочь, когда у нас в семье из десяти человек работаем только мы с племянником!" - воскликнула певица, сердито бросая рядом с письмами связку со счетами за коммунальные услуги, в Молдавии действительно непомерными.
После развала СССР вмиг обесценились хранившиеся на книжке ее средства и многочисленные почетные звания. "Примадонна Национальной оперы, председатель Союза музыкальных деятелей Республики Молдова, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, профессор, академик" - все это и сегодня значится в визитке той, чье имя наряду с другими раритетами вроде коньяка "Белый аист" долгие годы служит символом, визитной карточкой Молдавии.
В последние годы Молдавский оперный живет в основном за счет зарубежных турне. И несколько лет кряду вместе с театром колесила по Европе на "Икарусе" примадонна Биешу. По ее словам, бытовые условия были кошмарными, но публика принимала хорошо и в Италии, и во Франции, и в Испании. "Спектакли-то у нас раньше ставились качественные и красивые!" - напомнила она. В советское время в театре было до шести премьер ежегодно. За минувшее же десятилетие выпустили лишь одну - балет "Щелкунчик" с помощью филантропов. Сейчас ищут спонсоров для новой постановки.
Науку этого поиска она успешно освоила, двенадцатый год подряд организуя международный фестиваль "Мария Биешу приглашает". В Молдавии, особенно поначалу, это было едва ли не единственное значимое культурное событие. На приглашение Биешу откликаются как именитые собратья по прежде общему культурному советскому пространству, так и коллеги из родственной Румынии, представители стран дальнего зарубежья - Финляндии, Италии, США. Приезжает и молодежь. Выступление в Кишиневе стало знаковым, к примеру, для певческой карьеры грузина Теймураза Гугушвили и украинца Михаила Дидыка. Таким образом Мария Лукьяновна (которая поет и на собственном фестивале, и не отказывается выступить на концерте Евгения Доги в Москве, и в Киеве - вместе с камерным оркестром Андреевской церкви, и на гастролях в Турции) наряду со сценической успешно исполняет также и культурологическую, собирающую роль.
Как-то ей понадобилось по делам международного фестиваля хоровой музыки встретиться с одним здешним министром. Верная правилу "о политдеятелях, как об усопших, говорить либо хорошее, либо ничего", имени чиновника певица не назвала. Но подивилась: "Представляете, он предложил мне, Биешу, записаться к нему на прием в приемный день в общей очереди!" И в самом деле, оставшемуся безымянным начальнику следовало бы знать - примадонну нельзя заставлять ждать в общем ряду...
Кишинев