О Сталине сочиняли всякое, но мюзикла еще не было.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера в Москве началась съемка боевика "Московская жара", для чего в столицу прибыла голливудская команда: американский режиссер Джефф Селентано, звезды Майкл Йорк, Ричард Тайсон, Эндриан Пол и другие. Правда, положительного русского героя будет играть Александр Невский, спортсмен, бодибилдер, а также продюсер фильма.
Сюжет, как во всех американских боевиках "из русской жизни", незамысловат: бывший агент спецслужб отправляется в Россию, чтобы найти убийцу своего сына-полицейского. Вряд ли случайно название нового фильма напоминает о фильме "Красная жара", в котором нынешний кандидат в губернаторы Калифорнии успешно играет до предела дебильного советского офицера МВД. И к тому же психопата.
Иногда кажется, что Россия для американцев - нечто вроде парка Юрского периода, населенного экзотическими, тупыми и опасными животными. Где же еще снимать фильм с бандюками, проститутками, наркоманами и другими прелестями дна, как не в Москве? Впрочем, нас это не особенно волнует. Мы принимаем любую версию нашей жизни то ли с безразличием, то ли со смирением - кому какой вариант больше нравится.
Между тем есть места, где публика оказывается куда более чувствительной к тому, что воспринимается как нарушение моральной нормы. Так, на фестивале искусств "Фриндж", который предваряет Эдинбургский театральный фестиваль, произошел скандал, имеющий непосредственное отношение к нашей истории, к нам. "Фриндж" - фестиваль, так сказать, маргинальный, здесь больше причуд, экспериментов, эпатажа и т.п. Спектакли играются где угодно: на лестнице, в лифте, в общественном туалете. Стало быть, и отношение к нему, скажем так, более снисходительное. И все же...
Нынешний "Фриндж" открылся мюзиклом "Вечер с Джо-Сталин, мьюзикл". Перед спектаклем его автор, Джеймс Стивенс, объяснял публике, что никоим образом не хотел приуменьшать ужасы сталинского режима: "Мы просто стараемся заставить людей думать". Для него, 22-летнего выпускника Кембриджа, Иосиф Сталин вроде доброго дядюшки, который помог разгромить нацистов, и притом "очаровательный психопат".
Может быть, так оно и есть в исторической перспективе из благополучного далека. Но разухабистые песни типа "ГУЛАГ Рэг" или "Соболезнования миссис Сталин", хор, трогательно выводящий: "Я снова люблю тебя, мой дорогой Сталин", слова: "Протяните геноциду руки помощи" и прочие милые штучки почему-то вызвали у зрителей совсем не те чувства, на которые рассчитывал автор.
Люди срывали афиши, проклинали режиссера и требовали бойкота спектаклю. Хотя, если вдуматься, что им там, в Шотландии, по большому счету до Сталина? Это нас Иосиф Виссарионович должен волновать - и в исторической перспективе, и в футурологической.
Но нас, кажется, давно уже ничего не волнует. Наш министр культуры, к примеру, запросто может подарить украинскому коллеге Богдану Ступке полтора миллиона долларов на завершение съемок откровенно антироссийского фильма о Мазепе. И это ни у кого не вызывает не то что протеста - даже сомнения. Как и съемка в столице РФ очередного американского боевика про тупых русских бандюков.
А чего там, пусть снимают. От нас не убудет.