0
4259
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.07.2003 00:00:00

У матросов нет вопросов

Владимир Дурченко

Об авторе: Владимир Петрович Дурченко - капитан первого ранга в отставке.

Тэги: флот, устав


Начиная с 1939 года у нас ежегодно в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота. Накануне этого праздника нелишне вспомнить, выражаясь поэтически, о законах моря, следование которым помогло бы и на суше. Ибо мудрость морского устава предусматривает, кажется, все.

...И сказал Петр I: "Флоту быть". И стала Россия "крылатой парусами". Первый русский морской устав царь редактировал сам. Устав этот обязывал корабль сражаться до тех пор, пока есть боеприпасы, ход и нет затопления. В ином же случае "по подписании консилиумом от всех обер- и унтер-офицеров для сохранения людей можно корабль отдать".

Устав был весьма демократичным и позволял "рядовым не слушаться офицеров в делах, не касающихся к службе". Матрос имел право подать на офицера в военный суд. Командиру же надлежало "к подчиненным быть яко отцу, пещися о их довольствии, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь. Также дела их накрепко смотреть, добрые похвалять и награждать, а за злые наказывать".

В морском уставе нет ничего лишнего и в то же время ничего не упущено. Корабли и суда имеют типовое штатное расписание, которое исключает избыточность структур, звеньев управления и соответственно людей.

У командира один заместитель - старший помощник, старпом, - что, кроме всего прочего исключает конфликтные ситуации из-за соперничества нескольких приближенных одного служебного уровня. Обязанности командира по управлению кораблем в море посменно выполняют вахтенные офицеры.

А главное, обязанности командира корабля и матроса изложены в одном доступном и всеми постоянно изучаемом документе - корабельном уставе. (Однажды по молодости лет я поинтересовался у замполита: "Какие конкретные обязанности у первого секретаря райкома КПСС?" Долго мне припоминалась моя любознательность.)

Матрос-новобранец может воочию видеть, как на деле выполняется то, что записано на бумаге. У всех матросов на корабле при себе постоянно в нагрудном кармане находится маленькая книжка "Боевой номер", где в кратком виде перечислено все, что он должен знать и уметь. Ошибки сразу становятся явными и легче устраняются благодаря помощи товарищей. Отсюда и поговорка: "У матросов нет вопросов".

Каждому действию экипажа предшествует строго определенная команда, транслируемая по громкоговорящей связи. Например: "Корабль к бою и походу готовить", "С якоря сниматься" и т.д. Также формализованы доклады об исполнении. Все это уменьшает парализующую роль страха, поскольку испуг идет от отсутствия информации. Испугался - наполовину побежден, не знаешь, что делать, - побежден полностью.

Для психологической разрядки команды существует несколько театральное, но морально оправданное распределение ролей: командир - "добрый царь", старпом - "злая собака". Первый чаще милует, второй - наказывает. Излишне говорить, что старпом - "тень" командира и готов в любую минуту заменить его.

У старпома есть еще одна деликатная, но очень важная миссия, выраженная в старой морской поговорке: "Каков старший офицер - такова и кают-компания, какова кают-компания - таков и корабль".

Кают-компания - это не только место приема пищи, но клуб-дом. Здесь не принято обращаться друг к другу по званию, только по имени и отчеству или по имени. Согласно морским традициям, корабль мысленно делится на две половины - на одной моряк служит, на другой - отдыхает. Несколько казенным языком это выражено в Корабельном уставе-76: "Кают-компания должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки и организации службы корабля". Дух кают-компании морально готовит к высшему экзамену - быстротечному морскому бою, когда каждый после напутствия командира: "С нами Бог и Андреевский флаг", должен до конца выполнить свой долг.

Командиров кораблей и капитанов судов во Франции называли: "Первый после Бога". В море они воплощают в себе все виды государственной власти как по отношению к команде, так и при общении с кораблями и береговыми службами других государств.

Столкнувшись с ситуацией, не предусмотренной корабельным уставом, законами страны и международным правом, командир, если позволяет обстановка, обсуждает ее на собрании офицеров. Первым, следуя традиции, высказывается самый младший по возрасту и званию. Последнее слово и решение за командиром. Это, наверное, самая удачная форма принятия коллегиального решения.

В корабельном уставе, действовавшем в 1950-е годы, была статья, разрешавшая командиру при дефиците времени принять и неверное решение, но не позволяющая ему не принимать никакого решения - сбой в процессе управления может обернуться большой бедой. Только командирам и капитанам раньше была дана высшая привилегия - погибнуть вместе с кораблем и самому вручить душу Богу, минуя земной суд. Не зря морская форма - черное с "золотом" - символизирует вечный траур и парад.

Молодым и самонадеянным командирам обязательно расскажут о том, как некий командир после возвращения из боевого похода докладывает адмиралу: "Я вышел в море, я дал полный ход, я увидел противника", но "Мы сели на мель..." Морские законы учат: "У совести нет алиби", особенно в самом трудном виде человеческой деятельности - в принятии правильных и справедливых решений.

Власть командира корабля - это не та многоступенчатая "жесткая вертикаль", без которой Кремль не мыслит своего существования. Это мудрое и справедливое сочетание единоначалия с горизонтальным и вертикальным взаимодействием всех частей организма корабля. Справедливость по-морскому - это когда с правдой, по здравому смыслу и не за счет другого. Морская служба и дружба учат подчинять свою свободную волю ответственности за каждого члена экипажа, за судьбу корабля и Отечества. "Один за всех и все за одного".

Можно сказать, что морские законы стали моделью отлично работающих на Западе национальных и международных стандартов в области прав и обязанностей людей - как во властных структурах, так и в трудовых коллективах. И в идеале любая страна должна быть для ее граждан "родным кораблем", где все стремятся наилучшим образом выполнять Конституцию и законы.

Жаль только, что в нашей стране очевидная польза морских законов остается пока невостребованной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1878
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3891
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости