Белая женщина получила в мужья черного, покуривающего травку.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
В небольшой аккуратной кухоньке на западной окраине Лондона чернокожий мужчина с волосами, собранными в хвост, на фоне горы немытой посуды отчитывает белую пухленькую женщину:
- Если в доме есть какая-то работа, она должна быть сделана. Хватит бездельничать перед теликом! Понимаю теперь, почему ты такая толстая.
Женщина только что пришла домой после 12-часового рабочего дня. Но для мужчины это не аргумент:
- Если бы ты была моя жена, избавился бы от тебя на следующий день.
- Да если бы ты был моим мужем, выбросила бы тебя в окно! - огрызается толстушка.
Это эпизод из первой серии "Обмена женами" - нового британского документального телесериала, который в дни первых показов приковал внимание рекордной аудитории. Идея его проста и не требует больших продюсерских капиталовложений. Две женщины, обе матери и жены (или просто "партнеры" для своих мужчин - если живут в незарегистрированном браке), соглашаются на две недели оставить свой дом, чтобы жить в другой семье. Для каждой из них эта другая семья - полнейшая загадка. Ключ от входной двери и адрес - единственное, что женщина получает перед переездом.
Для большинства героинь то, что поначалу казалось веселым приключением, неожиданно превращается в испытание. В одной из серий моложавая кокетливая Кэрол, преподаватель в театральном кружке, стала временной жертвой Барри, неработающего, "профессионального азартного игрока", "профессионального посетителя тренажерного зала", как он сам себя охарактеризовал. Настоящая жена Барри, Мишель, за все годы супружества не видевшая, чтобы ее муженек пошевелил пальцем дома, взамен получила утренний кофе в постель и бокал вина в пенной ванне по вечерам, которыми ее потряс супруг Кэрол.
Похоже, что съемочная группа специально сталкивала противоположные жизненные уклады, программируя захватывающий конфликт. Героиня эпизода на кухне Ди, белая, среднего возраста, сверхсредней упитанности, командир в своем доме, никогда не скрывавшая своего отрицательного отношения к смешанным бракам, получила в мужья Лэнси, черного, авторитарного, небольшого любителя белых, как выяснилось вскоре, и к тому же покуривающего марихуану... Муж Ди, водитель автобуса Дэйв, располневший на готовых пиццах и гамбургерах мужчина, который последний раз занимался спортом в 1971 году, заполучил Соню, дисциплинированную чистюлю, фанатичку фитнеса и здорового питания.
Наверняка эффект от такого обмена поразил не только зрителей, но и самих продюсеров...
Ди заподозрила неладное, только открыв холодильник в новом доме, когда семья еще не собралась вместе: "Кто такие живут здесь? Они не англичане. Пьют кокосовое молоко". А в это время в квартирке Ди новая жена Соня в недоумении рассматривала полки, подоконники и диваны, оккупированные сотнями мягких игрушек, которые Ди собирала с 14 лет...
Первую неделю, по условиям авторов программы, новая жена не пытается изменить что-либо в новом доме, выполняя все обязанности предшественницы. На следующей неделе она диктует свои правила.
Старшая дочка Ди и Дэйва, Мэри, с самого начала невзлюбила гостью, поэтому, когда Соня освободила комнату девочек от пыльной плюшевой коллекции, Мэри обозвала ее "черной сукой". Соня обратилась за поддержкой к Дэйву. И Дэйв впервые за 18 лет, как он потом признался, возвысил голос, отчитал грубиянку Мэри. Соня все же нашла взаимопонимание с ним и младшей дочкой.
А в это время Ди не прекращала браниться с Лэнсом и жаловаться шепотом в камеру: Лэнс - шовинист, один из тех, кто думает, что женщина должна сидеть дома. Он пещерный человек. Назвал меня никуда не годной белой коровой...
Создателя "Обмена женами" Стефана Ламберта обвинили в показе грубой стороны жизни, в том, что сериал использовал простых людей как подопытных мышей, эксплуатировал их для потехи "образованных классов". В оправдание он сказал, что не представляет, как можно снять реальную жизнь другим способом: "Темы, затронутые в сериале, волнуют каждого - они касаются непростых решений, которые мы ежедневно принимаем в нашей жизни. Конечно, мы хотели, чтобы женщины приходили жить в семью, сильно отличавшуюся от их собственной. Но мы старались сохранять при съемке полный нейтралитет".
По законам нового жанра в конце двухнедельного срока пары встречались в ресторанчике или пабе, чтобы обменяться впечатлениями. Дружить семьями не стал никто. Чаще всего такие встречи выливались в перебранку. Заброшенные дети, неопрятный дом, нездоровая еда, обнаглевший супруг, чрезмерное увлечение карьерой - все что угодно могло стать предметом для осуждения.
- Никто из нас не осознавал, соглашаясь участвовать в проекте, что может произойти. Я думал: ну что интересного в передаче, где люди занимаются рутинным домашним делом, - сказал герой последней серии, пекарь Грэхэм, жизнь с которым временная жена назвала адом.
Почти все участники программы сожалеют, что впустили чужаков в свою семейную жизнь. В коротких интервью для газеты "Дейли мейл" они признались, что их жизнь уже никогда не будет прежней. Дальше всех пошла Мишель - она просто разошлась со своим профессиональном игроком и посетителем тренажерных залов после 10 лет семейной жизни. Он в ответ пожаловался, что передача разрушила его налаженный быт, потому что "запудрила мозги" его жене. Теперь придется искать новую Мишель, причем внешность для Барри большого значения не имеет.
В семье Ди, наоборот, произошли улучшения. Ее муж Дэйв теперь получает больше внимания, дочку Мэри отучили сквернословить - и все потому, что Ди увидела свою жизнь со стороны и ужаснулась.
А Лэнси принял непростое решение жениться на своей партнерше Соне и уже подарил ей кольцо, так как "только после обмена оценил ее по-настоящему".
Документальная съемка по принципу "мухи на стене", когда камера не скрыта, но герои просто привыкли к ее присутствию и ведут себя естественно, привела к появлению широко известных программ, включая "Большого брата". Но такого, чтобы убедить людей отдать ключ от своего дома и впустить зрителей в самое святое - семью, до "Обмена женами" еще никто не придумывал.
Воодушевленная произведенной сенсацией съемочная группа намерена продолжить съемки сериала. Новый проект хотят купить для своего телевидения американцы. Безусловно, он опять соберет многомиллионную аудиторию. Вот только кто захочет участвовать в съемке? И будут ли те редкие пары, которые все же согласятся стать жертвами нового эксперимента, так же откровенны перед камерой, как персонажи первых серий?
Лондон