0
1742
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.07.2003 00:00:00

Мистический опыт Александра Проханова

Тэги: проханов, завтра, политика


- Александр Андреевич, как вы оцениваете роль Православной Церкви в современной России? Вы верующий человек?

- Я религиозный человек, потому что в трудные минуты чувствую, как мироздание наполнено моим святым Богом. У меня есть мистический опыт, от которого я никогда не откажусь, именно он меня и сформировал. С детства я находился в религиозной атмосфере. Еще при советской власти моим самым близким другом был непатриархийный, гонимый священник Лев Лебедев.

Я не неофит и всегда мыслил в категориях православного мировоззрения. На политическую деятельность еще в августе 1991 года меня благословил митрополит Иоанн (Снычев). В 1993 году я получил благословение на свои труды от иеромонаха Филадельфа, который впоследствии стал иеросхимонахом. Незадолго перед своей кончиной меня благословил псковский старец с острова Залит протоиерей Николай Гурьянов. Для меня Церковь - это канон. Я никогда не кину в нее камень, так как во многом она является последним оплотом духовного единства и суверенитета России.

Но я еще и политик. Я не могу смириться с тем, что Патриарх в 1993 году освятил расстрел Белого дома. Я сожалею, что в Церкви силен конформизм, что она отвернулась от нищего, босого, пришедшего на паперть, дурно пахнущего человека и в золотых ризах идет на банкеты. У меня вызывает протест поведение отдельных батюшек, разъезжающих на "Мерседесах".

- Как вы оцениваете попытки использовать религиозный электорат на выборах? Ведь многие сейчас пытаются "прислониться" к Церкви...

- Это неизбежно, и это плохо и хорошо одновременно. Я сам как политик хотел бы использовать этот ресурс. Политик - это тот, кто эксплуатирует все, включая облака в небе, грунтовые воды, религия - не исключение. Мне не удается поэксплуатировать религию, и я этому рад, так как мои поползновения эксплуатировать сакральное натыкаются на внутренние преграды. Сейчас в России Православная Церковь выбрала власть, она стала частью квазиимперии и освящает своим тяжеловесным золотом эпоху ньюпутнизма.

Но есть и другая Церковь. Там мироточат иконы, там мыслят в категориях русского средневекового чуда, и она не идет в этот золотой мешок. Она остается сейчас среди полей и нищих городов.

- Имеют ли право коммунисты идти на союз с Церковью, учитывая, что большую часть ХХ века верующие подвергались в СССР жестоким гонениям?

- Во-первых, христианское миросозерцание призывает молиться за своих гонителей, и мне кажется, что православные в глубине души не должны испытывать ненависть к коммунистической эпохе.

Во-вторых, в Советском Союзе было разное отношение к религии. Был Емельян Ярославский, когда верующих жестоко преследовали. В эпоху Сталина произошла реставрация Церкви, и храмы верующим стали частично возвращать, правда, Хрущев снова попытался расправиться с Церковью. И тем не менее советское время нельзя оценивать только как эпоху сплошных гонений.

В-третьих, попытки использовать религиозный ресурс будут всегда, с этим невозможно бороться. В Евангелии говорится о фарисеях, которые публично молятся, и это ведь тоже попытка использовать веру в политических целях.

- Сейчас очень много говорят о конфликте между западной и исламской цивилизациями. Какова, на ваш взгляд, роль ислама в современной России?

- Такого конфликта не существует, это выдумки Вашингтона, опровергнутые во время иракской войны. Половина Америки, большая часть Европы, почти вся Россия выступили против "крестового похода" Джорджа Буша. Конечно, конфликты в мире существуют, они определяют ход истории, но к ним могут быть разные подходы. Можно выстраивать геополитику, играя на противоречиях между странами, а можно пытаться их предотвратить. В России всегда искали пути примирения. В нашей истории можно найти примеры, подобные покорению Кавказа, но мировоззренчески мы ориентированы на снятие напряженности.

Другое дело, что мусульмане сейчас единственная пассионарная сила в России, это настоящий двигатель истории. Только он еще сопротивляется навязыванию американского образа жизни. Католический мир уже утратил пассионарность, русское православие также ее теряет, но я думаю, что это обратимый процесс.

- Насколько актуален сейчас для православных патриотов так называемый еврейский вопрос?

- Православного патриота должен мучить не только этот вопрос, но также и русский, и татарский и т. д. "Русский фашизм" - это миф. В нашей стране сейчас существует только бытовой антисемитизм, как в еврейских кругах иногда подсмеиваются над русопятством и "квасным патриотизмом". Еврейская проблема - это способ возгонки страхов, направленных на то, чтобы евреи уезжали из нашей страны. К счастью, в последние годы ситуация меняется.

- Пройдет несколько десятилетий, и вас не станет. Что бы сказал Проханов-метафизик о Проханове-политике, если бы наступил Страшный суд?

- Я себя ощущаю в этом мире, как разведчик, которого Бог послал на задание. Я должен пройти по всем кругам жизни, испытать рай и ад на земле. Я очень много повидал на своем веку. Я принимал роды, я видел расстрелы в Афганистане, запуски космических кораблей и ядерные взрывы на полигоне. Я испытал боль ревности и счастье любви. Я честно выполняю свое задание и не щажу себя. Я всегда иду туда, где могу приобрести зерна нового опыта. Когда меня не станет, я покажу Богу все эти зерна, потому что никогда не собирал труху и не отсиживался в теплом местечке.

- Принято считать, что политика - грязное дело. Зачем писателю и метафизику становиться общественным деятелем, вы ищете власти или вы просто неудачный политик, который постоянно терпит поражения?

- Для меня политика не бизнес и не способ прорваться к власти. Я всегда себя осознавал свободным художником. Но я самый удачный политик в мире, потому что просто изучаю мир, приобретаю новый опыт. Недавно я прочитал надпись на колокольне Ивана Великого, которую видел еще в детстве с мамой. Там написано: "Бог есть, ты умрешь, Россия бессмертна". Эти слова мне говорят о том, что я умру, но я честен перед собой.

- Вы боитесь смерти?

- Для меня с детства смерть - главная тема, она не отпускает меня, доводит почти до умоисступления. Это переход в другой мир через боль. Я был на войне, меня могли там убить, но смерть ужасна тем, что связывает эту реальность с той. Мне страшно, что мой разум распадется и мне откроется грандиозная или страшная картина иного бытия.

- Что вы хотите оставить на Земле после себя?

- Я хотел бы, чтобы осталась та любовь, которую я всегда испытывал к родной природе, культуре, литературе, к моим близким и Родине. Я хотел бы, чтобы эта любовь осталась после меня не как книга или чашка чая, но чтобы любовь летала как ветер над русскими травами, деревьями и соборами. Я был бы огорчен, если бы та ненависть, которую я иногда испытываю, внесла дискомфорт в жизнь будущих поколений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1754
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3721
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2775
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2265

Другие новости