Праздник Ивана Купалы, отмечающийся в ночь с 22 на 23 июня, с древних времен являлся самым главным событием года для славянских язычников. В эту ночь молили богов об удачном урожае, прибавлении в семействе, часто играли свадьбы. Русские неоязычники продолжают соблюдать эту традицию и в наши дни.
Приглашение одного из моих знакомых посетить этот языческий праздник на Плещеевом озере, что под Переяславлем-Залесским, я принял, так как давно интересовался тем, что происходит в общинах современных русских язычников.
Уже по дороге из Москвы меня начали посвящать в мир современных языческих преданий. Например, Плещеево озеро весьма таинственно. Ходят байки, что его глубину до сих пор не измерили, а также центр озера пересечь невозможно, поэтому рыбацкие лодки плавают только вдоль берегов. Здесь же рядом и Берендеев лес, окутанный легендами и преданиями. Говорят, что древлянские волхвы во времена крещения Руси, уходя с насиженных мест, прокляли его. С той поры никому не удается переночевать в этом лесу и остаться в здравом рассудке. Иной смельчак даже может и с жизнью расстаться. А с купола небольшой церкви крест регулярно сбивается молниями.
Собственно, капища вблизи Плещеева озера сейчас нет. Большинство обрядов проходило рядом с неким Синим камнем, также имеющим свою историю. По преданию, камень этот был частью древнего языческого капища, и когда в Переяславле начали строить православный храм, то духовенство решило заложить его в основание храма, дабы символизировать победу над погаными. Однако повозка, перевозившая Синий камень по льду озера, провалилась в полынью, и камень утонул. Это не помешало ему спустя два года вновь появиться на берегу озера. С той поры его больше не трогали. Считается, что если проспать ночь на Синем камне, то в скором времени тебя будет ждать удача в личной жизни.
Всего на праздник приехали около сорока человек из московской языческой общины, возглавляемой жрецом Велерадом. (Что забавно, поскольку славянские имена, которые выбирают себе члены общины, - Родослав, Родомир, Святогор, Ратибор и другие, - не просто вычурны. В дохристианской Руси эти имена носили исключительно князья, но никак не рядовые язычники.) Как выяснилось, неоязычники делятся на сварожичей, родян и перунян - соответственно почитателей Сварога, Рода и Перуна. Община Велирада относилась к сварожичам. Как я выяснил, собирается община не более 7-8 раз в году, исключительно по большим праздникам. В повседневной жизни жрец не нужен, достаточно своих собственных молитв.
На берегу озера уже стояли палатки. Компания мужчин атлетического сложения оказалась клубом исторического фехтования, а женщины и дети в льняных нарядах - фольклорным кружком одного из городов Ярославской области. Третью часть общины составляли жрецы и простые прихожане, в основном жители Москвы и Подмосковья. Кроме них посмотреть на русский языческий праздник приехали два француза и один бельгиец - этнографы, проходящие практику в МГУ.
Поинтересовавшись, крещен ли я, и услышав положительный ответ, Велерад предложил мне "раскреститься". Обряд раскрещивания, давно обросший слухами, оказался весьма прозаичен: мне пришлось трижды воткнуть топор в землю, пригубить из рук жреца сваренной им самим обрядовой медовухи и выбрать себе языческое имя. Недолго думая, я, вспомнив Толкиена, взял имя Боромир. А что, вполне по-славянски!
Вечерело. Приближалась пора начинать торжества, и народ стал переоблачаться из маек и джинсов в русские косоворотки и льняные платья. Жрец Велерад надел меховую жилетку и вооружился ритуальным посохом. Общинники образовали круг около костра. В центре круга встал жрец с двумя помощниками. Обряды заняли сравнительно немного времени, не более получаса. Восславили по очереди Макошь, Перуна, Сварога, Ярилу и Купалу. Принесли в жертву белого петуха и отпили из ковша сваренной жрецами обрядовой медовухи. Завершилась церемония прыжками через костер. Правда, прыгали общинники не голыми, а одетыми.
Ритуальная часть на этом была закончена, и начался собственно праздник. Развлечения заключались, в частности, в схватках на мечах, причем мечи были железными, хотя и не заточенными. После нескольких весьма впечатляющих поединков (все-таки дрались профессиональные каскадеры) настала пора песен, хороводов и игр, похожих на детский ручеек. Хороводы и поединки произвели большое впечатление на иностранцев. Затем праздник постепенно переместился к уже накрытому столу.
Разговоры за столом были весьма красочными. Некий ведун Млад из Питера долго рассказывал историю о том, как один из питерских жрецов во время чествования Ярилы неправильно прочел моления. Хотя Ярилу он и призвал (по словам Млада, тот явился в виде большой призрачной капли над ритуальным костром), но бог Солнца чуть не забрал незадачливого жреца к себе, и только своевременное вмешательство ведуна спасло "недоучку" от неминуемой гибели.
Много говорилось о связях между славянским и скандинавским язычеством, о традициях античности. Поминали недобрым словом князя Владимира. Рассуждали о феномене Литвы, которая почти сто лет была средневековым языческим государством. Разговоры шли под все ту же неиссякаемую медовуху, равно как и под другие напитки. В итоге поиски папоротника велись в основном женской частью общины, так как мужчины передвигаться были уже не в состоянии.
Обрядовая сторона, равно как и последующие разговоры со жрецами, подтвердила мои предположения о слабости и не проработанности современного русского языческого культа. Главной его проблемой является отсутствие канонической преемственности. Проще говоря, до нас не дошли тексты молитв и описания обрядов древних славян, а "Велесова книга", за которую так держатся русские язычники, является доказанной подделкой. В этой ситуации жрецы вынуждены практически сами сочинять тексты молитв. Не будет преувеличением сказать, что в каждой языческой общине молятся по-своему. Ухищрения бывают самыми разными: в одной из общин жрец зачитывает моления, держа в руках берестяной свиток, с обратной стороны которого приклеен текст, распечатанный на принтере. Иногда язычники переделывают даже столь нелюбимую ими христианскую традицию. Так, у одной из общин главный молитвенный текст называется "Русско-славянский языческий Символ веры".
В целом до права называться религией современному славянскому язычеству еще далеко. Впрочем, не так давно представителями более чем 20 крупнейших языческих общин был подписан так называемый "Битцевский договор", и провозглашено создание Объединенного жреческо-волховского совета круга Языческой Традиции. А главной целью объявлено "восстановление и самое широкое распространение Славянской языческой традиции, общественное и государственное признание ее исконным, традиционным вероисповеданием и мировоззрением".
Быть может, лет этак через двадцать к русским язычникам хлынет поток неофитов, появятся настоящие капища, а языческие жрецы будут восседать на межрелигиозных конференциях вместе с раввинами и муфтиями. Хотя, откровенно говоря, верится с трудом.