0
4039
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.06.2003 00:00:00

Лицедей Грегори Пек

Тэги: пек, смерть, творчество, кинематограф


пек, смерть, творчество, кинематограф Звезда кино и звезда политики: Грегори Пек об руку с Хиллари Клинтон.

Скончался Грегори Пек. Ему было 87. Он умер у себя дома в Лос-Анджелесе. С его кончиной ушла в мир иной вся когорта актеров, олицетворявших героическую эпоху американского кинематографа, - Купер, Грант, Гейбл, Уэйн, Кэгни, Фонда, Стюарт, Тэйлор, Богарт, Трейси...

Пек был натурой целостной. Он играл то, во что верил. В личной жизни он был очень замкнутым и полным чувства собственного достоинства человеком. В Голливуде, увитом сплетнями и слухами, как лианами, о нем не судачили и не шушукались. Он был не по зубам таблоидам. Высокого роста, со скульптурным профилем, красивый какой-то, я бы сказал, меланхолической мужественностью, сильный не бицепсами, а характером, с бархатно-баритональным голосом, Пек словно был создан самой природой для ролей героев, утверждающих справедливость не кольтом, а словом - словом как деянием.

Элдред Грегори Пек родился 5 апреля 1916 года в Ла-Йолле, штат Калифорния, в семье аптекаря. Мать бросила отца, когда Пеку было всего три года. Мальчика воспитывала его бабушка Кейт Эйерс. Пек учился в военной академии Сент-Джон в Лос-Анджелесе и в Калифорнийском университете в Беркли, самом радикальном и прогрессивном в Соединенных Штатах. Академия заложила в будущей кинозвезде понятия долга и чести, Беркли - свободы и справедливости.

За учебу Пек платил сам, работая дворником, официантом, судомойкой. Он никогда не был белоручкой. В университете Пек особое внимание уделял литературе и актерскому мастерству, выступал на подмостках университетского театра. В 1939 году он получил степень бакалавра наук, однако решил пойти по актерской стезе и отправился в театральную Мекку Америки - Нью-Йорк. Бродвей принял его негостеприимно, и Пек вынужден был работать зазывалой на ярмарках и билетером в мюзик-холле "Радио-сити". Затем он стал гидом при телестудии Эн-би-си и даже - на какое-то время - манекенщиком. Слава Богу, фигура и лицо у него были что надо.

Серьезное увечье освободило его от военной службы в годы Второй мировой войны. К тому же ему повезло и он получил стипендию, которая позволила ему пройти курс актерского мастерства по "методу" (так в США называют систему Станиславского). После двух театральных сезонов Пек прорвался на Бродвей. Все три спектакля, в которых он играл на бродвейских подмостках, прогорели, но игра самого Пека была встречена театральной критикой положительно. Заметил его и Голливуд. В 1944 году Пеку предложили сыграть главную роль - русского партизана - в кинофильме "Дни славы". (После окончания войны эта картина была объявлена маккартистами "коммунистической пропагандой", а в Советском Союзе распространился слух, что Пек по происхождению русский.)

В том же 1944 году Пек снялся в фильме "Ключи царства", где сыграл роль благородного священника. Фильм принес Пеку статус звезды и первую оскаровскую номинацию. Поскольку большинство голливудских звезд служили в то время в армии, Пек был нарасхват. Однако это не вскружило ему голову. Он весьма придирчиво выбирал роли и сценарии, избегал замыкаться в пределах какого-то одного амплуа и старался, сколько мог, защитить свою независимость. Говорят, что жесткий, как вобла, Луис Майер расплакался, когда Пек отказался подписать контракт с его студией "Метро Голдвин Майер". Вскоре Пек вошел в десятку наиболее высокооплачиваемых голливудских киноактеров, получая за фильм более одного миллиона долларов.

За пятьдесят лет работы в кино Пек снялся более чем в пятидесяти фильмах. Несколько раз его номинировали на "Оскара", но только один раз ему удалось получить заветную статуэтку - за кинокартину "Убить пересмешника", в которой он сыграл роль адвоката Аттикуса Финча. Фильм вышел на экран в 1962 году, когда Соединенные Штаты стали ареной борьбы за гражданские права негров, и сразу же стал событием не только кинематографическим, но и общественно-политическим. Аттикус, мягкий по натуре адвокат-южанин, становится непреклонным защитником справедливости, борясь за жизнь своего клиента - негра, обвиненного в изнасиловании белой женщины. Молодые кинозрители - не только у нас, но и в США - в большинстве своем вряд ли видели этот фильм или читали роман, по которому он снят. А жаль. Надо знать и таких "терминаторов" зла, как Аттикус-Пек.

Роль Аттикуса, казалось бы, была специально написана для Пека, или, вернее, сам Пек был как актер предназначен для роли Аттикуса. В его образе гармонично слились и внешность актера, и его политические взгляды, и его гуманистические порывы. Когда в 1987 году его бывший коллега президент Рейган захотел сделать верховным судьей страны откровенного расиста Роберта Борка, Пек предпринял все усилия для того, чтобы помешать этому. Он записал телевизионный ролик, в котором своим неотразимым голосом произносил приговор над Борком, "выступавшим против законов о гражданских правах, желавшим видеть в ресторанах таблички "только для белых", не верящим в Конституцию". Кандидатура Борка не прошла.

Даже простой перечень фильмов, в которых играл Пек, займет не один газетный абзац. Упомяну лишь некоторые из них: "Джентльменское соглашение", в котором Пек-журналист борется против антисемитизма (1947); "Снега Килиманджаро" по Хемингуэю (1952); антивоенный фильм "На последнем берегу" (1959); "Парни из Бразилии", в котором он создал отталкивающий образ фашистского врача-изверга Менгеле (1978); неотразимо очаровательная комедия "Римские каникулы" с Одри Хепберн (1953); "Моби Дик", где он играет капитана Ахава.

Даже став звездой первой величины, Пек продолжал время от времени выступать в своем родном городе в небольшом театрике "Плейхауз", который он основал вместе с Мелом Феррером в 1947 году. А под конец жизни он исколесил почти всю Америку с шоу одного человека под названием "Разговоры с Грегори Пеком", где рассказывал о себе, отвечал на вопросы слушателей.

Автору этих строк довелось долго и часто общаться с Грегори Пеком. Впервые я встретился с ним на вручении "Оскаров" 1970 года, а в последний раз - у него дома в 2001 году. Дом Пека не был открытым, он не любил шумные пирушки и вообще не был прожигателем жизни, но и интеллектуалом себя не считал. "Я лицедей, - говорил он, - и с меня надо спрашивать как с лицедея".

Пек хорошо знал русскую литературу и советское кино, но больше всего восхищался советскими театральными артистами и очень жалел, что видел их только на экране, а не на сцене. Особенно потрясал его украинец Амвросий Бучма в фильме-спектакле "Леди Макбет Мценского уезда". Пек говорил о нем, что он "мощнее Лоутона и Оливье". Восхищали его мхатовцы Качалов и Хмелев. (Не помню уже названия киноконцерта, в котором они снимались.) Пек говорил, что "метод" дал Голливуду плеяду великих актеров, хотя сам Голливуд сопротивлялся "методу". Он фантазировал о том, как поставил бы Станиславский "Убить пересмешника" на сцене МХАТа, и "угадывал", кому какую роль он поручил бы. На роль Аттикуса у Пека безальтернативно проходил Качалов.

Пересмешников нельзя убить, если их играют такие лицедеи, как Качалов или Пек.

Миннеаполис


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1340
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
996
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1306

Другие новости