Звезда кино и звезда политики: Грегори Пек об руку с Хиллари Клинтон.
Скончался Грегори Пек. Ему было 87. Он умер у себя дома в Лос-Анджелесе. С его кончиной ушла в мир иной вся когорта актеров, олицетворявших героическую эпоху американского кинематографа, - Купер, Грант, Гейбл, Уэйн, Кэгни, Фонда, Стюарт, Тэйлор, Богарт, Трейси...
Пек был натурой целостной. Он играл то, во что верил. В личной жизни он был очень замкнутым и полным чувства собственного достоинства человеком. В Голливуде, увитом сплетнями и слухами, как лианами, о нем не судачили и не шушукались. Он был не по зубам таблоидам. Высокого роста, со скульптурным профилем, красивый какой-то, я бы сказал, меланхолической мужественностью, сильный не бицепсами, а характером, с бархатно-баритональным голосом, Пек словно был создан самой природой для ролей героев, утверждающих справедливость не кольтом, а словом - словом как деянием.
Элдред Грегори Пек родился 5 апреля 1916 года в Ла-Йолле, штат Калифорния, в семье аптекаря. Мать бросила отца, когда Пеку было всего три года. Мальчика воспитывала его бабушка Кейт Эйерс. Пек учился в военной академии Сент-Джон в Лос-Анджелесе и в Калифорнийском университете в Беркли, самом радикальном и прогрессивном в Соединенных Штатах. Академия заложила в будущей кинозвезде понятия долга и чести, Беркли - свободы и справедливости.
За учебу Пек платил сам, работая дворником, официантом, судомойкой. Он никогда не был белоручкой. В университете Пек особое внимание уделял литературе и актерскому мастерству, выступал на подмостках университетского театра. В 1939 году он получил степень бакалавра наук, однако решил пойти по актерской стезе и отправился в театральную Мекку Америки - Нью-Йорк. Бродвей принял его негостеприимно, и Пек вынужден был работать зазывалой на ярмарках и билетером в мюзик-холле "Радио-сити". Затем он стал гидом при телестудии Эн-би-си и даже - на какое-то время - манекенщиком. Слава Богу, фигура и лицо у него были что надо.
Серьезное увечье освободило его от военной службы в годы Второй мировой войны. К тому же ему повезло и он получил стипендию, которая позволила ему пройти курс актерского мастерства по "методу" (так в США называют систему Станиславского). После двух театральных сезонов Пек прорвался на Бродвей. Все три спектакля, в которых он играл на бродвейских подмостках, прогорели, но игра самого Пека была встречена театральной критикой положительно. Заметил его и Голливуд. В 1944 году Пеку предложили сыграть главную роль - русского партизана - в кинофильме "Дни славы". (После окончания войны эта картина была объявлена маккартистами "коммунистической пропагандой", а в Советском Союзе распространился слух, что Пек по происхождению русский.)
В том же 1944 году Пек снялся в фильме "Ключи царства", где сыграл роль благородного священника. Фильм принес Пеку статус звезды и первую оскаровскую номинацию. Поскольку большинство голливудских звезд служили в то время в армии, Пек был нарасхват. Однако это не вскружило ему голову. Он весьма придирчиво выбирал роли и сценарии, избегал замыкаться в пределах какого-то одного амплуа и старался, сколько мог, защитить свою независимость. Говорят, что жесткий, как вобла, Луис Майер расплакался, когда Пек отказался подписать контракт с его студией "Метро Голдвин Майер". Вскоре Пек вошел в десятку наиболее высокооплачиваемых голливудских киноактеров, получая за фильм более одного миллиона долларов.
За пятьдесят лет работы в кино Пек снялся более чем в пятидесяти фильмах. Несколько раз его номинировали на "Оскара", но только один раз ему удалось получить заветную статуэтку - за кинокартину "Убить пересмешника", в которой он сыграл роль адвоката Аттикуса Финча. Фильм вышел на экран в 1962 году, когда Соединенные Штаты стали ареной борьбы за гражданские права негров, и сразу же стал событием не только кинематографическим, но и общественно-политическим. Аттикус, мягкий по натуре адвокат-южанин, становится непреклонным защитником справедливости, борясь за жизнь своего клиента - негра, обвиненного в изнасиловании белой женщины. Молодые кинозрители - не только у нас, но и в США - в большинстве своем вряд ли видели этот фильм или читали роман, по которому он снят. А жаль. Надо знать и таких "терминаторов" зла, как Аттикус-Пек.
Роль Аттикуса, казалось бы, была специально написана для Пека, или, вернее, сам Пек был как актер предназначен для роли Аттикуса. В его образе гармонично слились и внешность актера, и его политические взгляды, и его гуманистические порывы. Когда в 1987 году его бывший коллега президент Рейган захотел сделать верховным судьей страны откровенного расиста Роберта Борка, Пек предпринял все усилия для того, чтобы помешать этому. Он записал телевизионный ролик, в котором своим неотразимым голосом произносил приговор над Борком, "выступавшим против законов о гражданских правах, желавшим видеть в ресторанах таблички "только для белых", не верящим в Конституцию". Кандидатура Борка не прошла.
Даже простой перечень фильмов, в которых играл Пек, займет не один газетный абзац. Упомяну лишь некоторые из них: "Джентльменское соглашение", в котором Пек-журналист борется против антисемитизма (1947); "Снега Килиманджаро" по Хемингуэю (1952); антивоенный фильм "На последнем берегу" (1959); "Парни из Бразилии", в котором он создал отталкивающий образ фашистского врача-изверга Менгеле (1978); неотразимо очаровательная комедия "Римские каникулы" с Одри Хепберн (1953); "Моби Дик", где он играет капитана Ахава.
Даже став звездой первой величины, Пек продолжал время от времени выступать в своем родном городе в небольшом театрике "Плейхауз", который он основал вместе с Мелом Феррером в 1947 году. А под конец жизни он исколесил почти всю Америку с шоу одного человека под названием "Разговоры с Грегори Пеком", где рассказывал о себе, отвечал на вопросы слушателей.
Автору этих строк довелось долго и часто общаться с Грегори Пеком. Впервые я встретился с ним на вручении "Оскаров" 1970 года, а в последний раз - у него дома в 2001 году. Дом Пека не был открытым, он не любил шумные пирушки и вообще не был прожигателем жизни, но и интеллектуалом себя не считал. "Я лицедей, - говорил он, - и с меня надо спрашивать как с лицедея".
Пек хорошо знал русскую литературу и советское кино, но больше всего восхищался советскими театральными артистами и очень жалел, что видел их только на экране, а не на сцене. Особенно потрясал его украинец Амвросий Бучма в фильме-спектакле "Леди Макбет Мценского уезда". Пек говорил о нем, что он "мощнее Лоутона и Оливье". Восхищали его мхатовцы Качалов и Хмелев. (Не помню уже названия киноконцерта, в котором они снимались.) Пек говорил, что "метод" дал Голливуду плеяду великих актеров, хотя сам Голливуд сопротивлялся "методу". Он фантазировал о том, как поставил бы Станиславский "Убить пересмешника" на сцене МХАТа, и "угадывал", кому какую роль он поручил бы. На роль Аттикуса у Пека безальтернативно проходил Качалов.
Пересмешников нельзя убить, если их играют такие лицедеи, как Качалов или Пек.
Миннеаполис