0
1128
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.06.2003 00:00:00

Следующая станция: "Геенна огненная"

Надежда Муравьева

Об авторе: Надежда Владимировна Муравьева - литератор, переводчик.

Тэги: тонель, пукс


Сказано: "По вере вашей да будет вам". Слова эти хороши, потому что, как кажется, очень проясняют и гармонизируют картину бытия: дескать, каждый получит то, что внутри себя построил; каждый пожнет то, что посеял.

Представляется все это очень убедительным, беда только, что нынче трудновато сказать, кто во что верит и вера ли это вообще, а если да - то к чему может привести такая вера? Мы живем в эпоху Водолея, с бессознательным ощущением чего-то важного на подходе: то ли Армагеддон на носу, то ли просто целый жизненный эон кончился как-то внезапно, без предупреждения. И возникает то, что в XIX веке так красиво называлось "брожением умов", по сути своей - страшная тоска по не-одиночеству, по некоей соборности, причастности к чему-то спасительному, объясняющему "все это". Все это безумие, полноту, скудость и отчаяние, охватывающее современного человека, когда он┘ Когда он едет в метро, сидит на работе, гуляет с собакой: Господи, что все это значит? Значит-то это что?

Похоже, что юнговские архетипы слегка заполонили мир: куда ни ткнешься, всюду подстерегает тебя пресловутый смысл жизни в устрашающих формах. В магазине "Путь к себе", в просторечии "Пуксе", этим смыслом уставлены бесконечные полки. Чтобы не так беспокоило таинственное и пугающее, или нуминозное, по Юнгу, громоздкое вроде смерти и, чего уж там, жизни. Здесь есть рецепты на любой лад: про духов, ненадолго вселяющихся в твое тело с целью исключительно помочь - называется красивым словом "ченнелинг", про медитацию - как духовно вырасти за полчаса так, что сам себя не узнаешь, про одиночество, интуицию, зрелость, творчество, секс и т.д. пишут великие учителя жизни вроде Ошо, Джилл Эдвардс, Сильвы и тысячи других. Давно уже настало время учителей. Они все знают и все понимают. Когда читаешь их, ощущение такое, словно сидишь в теплой ванне: они уже постигли все, что требуется постичь, и теперь надо лишь прислушаться к их советам. Не лениться, почаще медитировать, и все получится. Что? Что-то главное, без чего жизнь пуста. Получится тайна жизни.

Это эзотерика. (Еще одно красивое слово.) С ней надежнее. К тому же она лечит от всех болезней. Луиза Хей говорит, что все болезни - чистая психосоматика, надо лишь повторять готовые утверждения, аффирмации, и все будет хорошо. Аффирмации в современном мире надо проговаривать вслух, записывать на магнитофон перед сном, пропевать по дороге в магазин, слагать из них стихи. Слагать из них прозу. "Воин света старается, чтобы чувство ненависти никогда не пачкало его сердца", "Воин света целиком принимает свою стезю". Писатели в наше время превращаются в учителей и пророков со скоростью все того же света. Пауло Коэльо, Ричард Бах, Гурджиев знают то, чего еще не знаем мы. Эти писатели вдруг на глазах раздуваются, как воздушные шары, наливаются заповедным эзотерическим всезнанием, всеведением. Кто виноват? Реклама, не знающая меры? Или это издержки славы? Или просто нам очень хочется, чтобы они все знали: кто-то ведь должен служить нам опорой в этом мире┘ Мы взахлеб читаем их в метро. Взгляд делается отсутствующим, мы пытаемся вместить написанное и просветлиться тут же, по ходу поезда. Вот и "Красный петух" Бориса Акунина тоже про это. Раньше было не про это, а теперь вот тоже. В воздухе носится неразгаданная тайна жизни. Иногда она становится похожа на Як-истребитель или в крайнем случае на петарду: сбивает с ног, может покалечить, например руки обжечь.

Один философ сказал, что пресловутую тайну эту нельзя разгадать, ее можно только проживать, чувствовать, живя. В этом процессе проживания она и заключается. Но дело в том, что нам слишком трудно. Мы привыкли к спешке, мы боимся не успеть. Мы жаждем просветления и отдохновения здесь и сейчас. Оно бы и радо, но мы на такой скорости проскакиваем мимо "здесь и сейчас", что просветлению за нами не угнаться. Но ведь очень хочется, чтобы кто-то погладил по голове и сказал: "Ты живешь в любящей Вселенной. Все силы здесь собрались, чтобы оказать тебе помощь, дать поддержку". Потому что на другом конце вагона или даже напротив тебя сидит сухоликая барышня в черном платочке и сжимает в руках Новый Завет. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога┘ и знает Господь, как избавлять от искушения благочестивых, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания, а наипаче тех, которые идут вослед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших┘ Там будет плач и скрежет зубовный┘" Самому думать нельзя. Все уже заранее расписано. Тех, кто думает и чувствует, ожидает геенна. Очень страшно. Поэтому в сторону девушки с каменным личиком лучше не смотреть. Лучше уж Ошо. Он все-таки таких ужасов не пишет. Он говорит: "Жизнь совершенно правильна. Неправилен только ее объект. Это создает все страдание и ад. Просто измени объект, и твоя жизнь становится раем". "Просто измени объект┘" Должно быть, все и в самом деле очень просто. Вот и дзенские мудрецы говорят что-то в этом роде, и все просветленные. Мы их не знаем, но их много. Но, Боже мой, почему не получается раз - и исцелиться, раз - и изменить объект, раз - и выйти в иное измерение?

Мы мечемся между ужасами Страшного суда, куда нас, признаться, как-то не тянет, и подозрительной легкостью, с которой учителя жизни разрешают все запутаннейшие вопросы, отмахиваются от наших непроработанных травм, от всей многоярусности человеческой психики. "Смотри на меня и делай, как я. И все будет о"кей".

Мы едем в метро. За окном в черном тоннеле, о котором не хочется думать, пролетают тусклые огни. Мы загораживаемся книгой от тоннеля. Иногда, если откладываешь все-таки книгу и начинаешь всерьез думать и чувствовать, становится не по себе: что там на дне, за всеми этими словами, за "в начале было Слово", за "Воин света глядит на мир без боязни и без злобы", за "Каждая вещь это один из миллионов путей" и "Как-то к одному дзенскому мудрецу подошел ученик и спросил"?..

С незапамятных времен в России откуда-то из воздуха вылепливался скорбный и очень насущный вопрос "Во что мы верим, братие?", не было у нас ни протестантской ясности в уме, ни католического задора, ни буддийского непреложного, текучего миросозерцания, с которым рождаешься и живешь.

В России с "проклятыми вопросами" связано очень много самой что ни на есть натуральной муки, решают их тяжело, в поту, вне себя от страха, в тоске безнадежности - и все никак не могут решить.

Похоже, что нынче каждый может решить их только по отдельности. Каждый для себя.

Создать внутренний храм своих, своих собственных живых чувств и представлений, не принимая на веру то, что слышишь и читаешь. Выбирая для себя то, что отвечает душе. Не страху, не желанию во мгновение ока все изменить, а постоянному обновлению, изменению, жизни. Ведь это хорошо, когда "по вере нашей и будет нам".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2035
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1302
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
964
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1267

Другие новости