В конце прошлого года представители Международного Комитета Красного Креста обратились к властям Чечни с предложением провести среди школьников конкурс рисунка-плаката на тему "Дети против мин", а затем передвижную выставку лучших произведений в учебных заведениях республики. Идея была поддержана, и в конце концов авторитетным жюри было отобрано 80 рисунков из более чем 1000 "антиминных" работ.
...В один из дней выставка переместилась в среднюю школу # 14 Ленинского района Грозного. Детские рисунки установили на подрамниках по периметру спортивного зала, и, если бы не печка для обогрева в его углу и не бронзовая табличка: "Спортзал восстановлен чешской благотворительной организацией "Человек в беде" благодаря финансовой поддержке со стороны фонда С.Н.S.MOTT Foundation", - ни за что бы не подумалось, что все это происходит в разрушенном войной городе. Организаторы с некоторым опозданием прикрепили к стене полотнище с эмблемой МККК и начали церемонию вручения ценных подарков победителям конкурса.
Детей и вправду было за что хвалить. Несмотря на разницу в возрасте авторов - от 6 до 16 лет, - почти все рисунки-плакаты весьма интересны в художественном и смысловом отношении. Сотрудники миссии рассказали мне, что объяснять ребятам тему долго не приходилось - настолько хорошо она была знакома даже ученикам самых младших классов. А во время ее обсуждения дети приводили примеры из собственной жизни: "У меня брат на мине подорвался", "А у меня дядя пошел пасти коров, и ему оторвало ногу..." Часто они рисовали лишь то, чему когда-то сами были свидетелями. При этом дети не побоялись изобразить и виновников этих несчастий, каковыми (судя по выставленным рисункам и к моему глубокому сожалению) не всегда являлись члены незаконных вооруженных формирований.
К примеру, семиклассник Абу-Бакар Алаудинов из Аргуна нарисовал солдата, устанавливающего гранату на "растяжке", и боевика с зеленой повязкой на лбу, зарывающего фугас в землю. Над обоими молния с надписью: "Остановитесь!" Ученица второго класса Фатима Юсупова из Шали изобразила самолет, бросающий бомбы на девочку, склонившуюся над цветами, взрыв и проступающее сквозь него заплаканное женское лицо. Двенадцатилетняя Л.Солдоева из Гудермеса под рисунком разрушенного дома и удаляющихся от него старика с тростью, девушки с грудным ребенком на руках и других людей написала: "Дом плачет от боли, сдержаться не может... Жильцы тоже плачут. Им жить теперь негде!" Ее четырнадцатилетняя землячка Амина Козуева нарисовала обстреливающий дома вертолет и детей, бегущих от взрывов, и написала рядом: "Разве для смерти рождаются дети, Родина?!"
Директор детской художественной школы # 2 г. Грозного Ризван Алхазов рассказал мне, что школьники занимаются рисованием с большим удовольствием. Однако, хотя школа и была сформирована два с половиной года назад и является вполне бюджетной организацией, почти все профессиональное оборудование педагогам приходится добывать собственными силами. В частности, после проведения выставки "Художники Чечни - детям" часть вырученных средств была направлена на покупку мольбертов, табуреток, натюрмортных столов. Ватман, бумагу, карандаши, кисти и краски школьники в основном приносят с собой, детям же из малоимущих семей помогают преподаватели, нередко покупая им рисовальные принадлежности на деньги из собственной зарплаты.
- Как вы думаете, многие ли ваши сегодняшние ученики станут профессиональными художниками? - спросил я Ризвана Алхазова, узнав, что он является членом Союза художников России.
- Четыре ученика уже делали персональные выставки, есть ребята, которые выставлялись и за пределами Чечни. В московской Третьяковской галерее проходит выставка "Юные дарования Чечни" - там представлены более шестидесяти работ учащихся из двух художественных школ Грозного. Недавно 20 детей Чеченской Республики ездили в Москву по приглашению Министерства культуры, из них 6 человек были учениками художественных школ Грозного. Они сходили в Третьяковскую галерею, увидели картины известных русских художников...
- Как вы считаете, стали они после этого немножко другими?
- В последние 10 лет мало кто из детей Чечни мог куда-то выехать. Они видели все, что творилось здесь, и вдруг эта поездка... Они были шокированы теплым приемом, который был им оказан, впервые в жизни увидели, что такое музей, "Макдоналдс", цирк, театр. Это была единственная, сколько я помню, поездка чеченских детей в Москву за последние два года.
Это может показаться странным, но конкурс рисунков - далеко не "показушное" и не единственное массовое мероприятие для детей в сегодняшнем полуразрушенном и взрывоопасном Грозном. Время от времени в учебных заведениях города проходят детские выставки, конкурсы, викторины, которые устраивает Центр детско-юношеского творчества ЧР. Но основное предназначение центра - организация каждодневного досуга чеченских детей. По словам педагога дополнительного образования Элиты Исраиловой, симпатичной молодой чеченки, на базе центра сегодня работают десятки кружков: по вязанию, шитью, моделированию, танцевальные, вокальный, обучающие игре на различных музыкальных инструментах... Возраст участников кружков не ограничен, поэтому посещаемость довольно большая - заняться-то в городе больше нечем.
Задаю этой девушке почти тот же вопрос, что и Ризвану:
- Дети после этого хоть как-то меняются?
- Дети приходят с охотой и с надеждой, что что-то изменится. Конечно, меняются. Во-первых, чему-то учатся, а во-вторых, начинают верить в свои силы. Садятся, к примеру, с опаской за пианино, а спустя месяц уже говорят: "А я, оказывается, уже тоже что-то умею!"
Однако для организации кружков педагогам все чаще приходится мотаться из конца в конец Грозного по разным школам, поскольку детей, желающих заниматься творчеством, становится все больше, а здание бывшего Дома пионеров с просторными концертными залами городские чиновники решили забрать себе и уже перестраивают его под мэрию. Есть и другие трудности: так, методисты центра печатают сценарии для мероприятий республиканского масштаба на единственной старенькой пишущей машинке, которая к тому же постоянно ломается, но никому из представителей чеченских властей до сих пор так и не пришло в голову предоставить им хотя бы один компьютер. Средняя зарплата педагогов, работающих на полторы ставки, - 2000 рублей. Но и ее выплачивают с опозданием на два-три месяца.
- Вы хотели бы уехать из Чечни насовсем, если бы вам представилась такая возможность? - спросил я Элиту.
- Я сама раньше жила в Краснодаре, а мои родители и до сих пор там живут... Но бежать отсюда, как крыса с тонущего корабля, я не хочу.
Грозный-Москва