Искушение потусторонним для человечества всегда было очень велико.
Жорж Моро де Турс. Сеанс массового общения с духами в клинике
Статистика говорит: около 65% вдов видят призраков умерших мужей, до 75% родителей, потерявших ребенка, сохраняют с ним визуальный или слуховой контакт.
Автор этих строк однажды познакомилась с женщиной, которая 40 лет проработала технологом на производстве. На пенсии она подрабатывала вахтером в одном из лечебных учреждений Москвы. Скромная труженица, наделенная трезвым, практичным характером и абсолютно не склонная к полету фантазии, как выяснилось, уже пять лет постоянно "общается" с умершим мужем. При этом в "летающие тарелки" и прочую "чертовщину" категорически не верит. А вот явление супруга стало для нее делом привычным, как утренний чай.
"Первые полгода после его ухода я все время плакала, - бесхитростно поведала она. - Но однажды он пришел ко мне, сел в кресло напротив и сказал: "Успокойся, со мной все хорошо. Своим горем и слезами ты держишь меня, и я не могу найти покоя. Отпусти меня и помни: я всегда буду заботиться о вас - тебе и дочках". С тех пор так и повелось: "призрак" любимого мужа дает ей советы, предупреждает о возможных неудачах, поздравляет с праздниками и утешает в беде. Вскоре судьба свела меня с ее дочерьми. Младшая - аспирантка МГУ, старшая - проректор одного из столичных вузов. И обе поведали, что с папой разговаривают довольно часто. Младшую он даже "благословил" на брак┘
Таким историям несть числа. Апофеозом для меня стало откровение нейрофизиолога, директора Института мозга РАМН, академика Натальи Бехтеревой. Ученый с мировым именем, Наталья Петровна призналась, что после смерти мужа человеческий мозг, изучением которого она занималась всю жизнь, стал для нее "загадкой, которую в принципе нельзя разгадать". Призрак супруга стал приходить к ней даже днем, делясь важными мыслями, которые он не успел высказать при жизни. Анализируя происходящее, Наталья Петровна вспоминает, что нисколько не была напугана, поскольку ни минуты не сомневалась в его реальности. Самое поразительное то, что все предсказанное призраком сбывалось, а важные черновики, о которых он говорил, обнаруживались в том месте, на которое он указывал. "Что это было - продукт работы моего сознания, оказавшегося в состоянии стресса, или что-то иное, - я не знаю, - призналась Бехтерева. - Одно я знаю наверняка - он не померещился, а был на самом деле".
Еще одно доказательство в пользу "жизни после смерти" предоставил мне заведующий отделением реанимации Калининградской областной больницы Юрий Затовка. Примерно две трети его выздоровевших пациентов рассказывают о "коридорах" и "световых тоннелях", по которым они бредут, встречаясь с умершими родственниками. Причем свидетельства эти он стал собирать еще тридцать лет назад, задолго до того, как в России появились книги Раймонда Моуди и других авторов.
Одна из пациенток Юрия Петровича, очнувшись, приобрела странную способность слышать и видеть то, что происходит в соседних комнатах. "Я сам проверял ее - уходил в другой конец отделения и брал в руки разные предметы, звонил по телефону коллегам и говорил абсолютно не понятные ей вещи, - поведал мне Затовка. - Все это время она лежала неподвижно, поскольку двигаться вообще не могла. Но все мои слова и действия воспроизводила очень точно".
Появление "призраков" умерших родных и близких людей ученые называют "эффектом Соляриса". Следом за великим фантастом Станиславом Лемом они предполагают: материализация дорогих нам умерших людей вполне возможна на самом деле. Люди и образы, живущие только в нашей памяти, якобы могут "оживать" на самом деле. Конечно, эти "существа" не совсем то, что мы с вами. Их нельзя пощупать, взять кровь на анализ. При попытке фотографирования получаются странные размытые блики.
Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что все это нисколько не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают, подобно полупроводниковым фотодионам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток. Иначе говоря, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами каких-то излучений.
"Искушение потусторонним для человечества всегда было очень велико, - считает доктор физико-математических наук, академик РАЕН, старший научный сотрудник Института психофизического моделирования РАЕН Рудольф Несмелов. - Люди многих культур верили в то, что нечто остается жить после физической смерти тела. Исследуя многочисленные свидетельства людей, якобы побывавших "на том свете", я пришел к выводу: у нас нет оснований полагать, что пациенты умерли на самом деле, ведь одно дело - клиническая смерть, другое - смерть мозга. Все авторы описывают пограничное состояние, близкое к смерти, но никто - саму смерть. Многие из нас ощущали похожие состояния во сне, но при этом не умирали".
То же самое можно сказать о состояниях бестелесности, когда пациент, находящийся в коме, как бы видит себя со стороны, слышит разговоры врачей и медсестер вокруг своего тела. Эти "видения" говорят лишь о том, что мозг пациента продолжает работать, фиксируя визуальные и слуховые ощущения. Эти состояния включают в себя фантазии, похожие на сон, порой смешанные с фрагментами реальности.
Общение с умершими родственниками - безусловно, феномен подсознания, находящегося в состоянии сильнейшего стресса. Видения призраков и разговоры с ними - один из способов выхода из этого состояния. Никаких материальных подтверждений существованию "гостей", подчеркиваю, не обнаружено.
А вообще обольщаться "коридорами", ведущими нас в "светлое будущее", не стоит. Доктор психиатрии Дорис Ролингс недавно издал в США книгу, в которой рассказывает о переживаниях своих пациентов, переживших клиническую смерть, большинство из которых настаивали на том, что провалились в ад и испытали в высшей степени пугающие ощущения. Свою книгу он завершает словами: "Если и есть жизнь после смерти, то далеко не каждая из них хороша".