"Милиция Ульяновска уже физически не может справляться со своими обязанностями. Ну можно все понять... Можно выпить... Но ведь на руках иногда выносят людей из мест гуляний!" - возмущался через несколько дней после открытия 11-го фестиваля "Российская студенческая весна-2003" один из его организаторов. А фестиваль длился неделю... К его окончанию молодые растущие организмы настолько пресытились радостями вольной жизни, что многие пить уже не могли, да и ходили некоторые прихрамывая, поскольку раньше им никогда не приходилось столько ходить пешком и танцевать.
Но нельзя сказать, что на фестиваль собрали каких-то бездельников и дебоширов. Сюда приехали студенты из региональных самодеятельных групп и ансамблей, признанных лучшими в этом году в их регионах. Как сообщила представитель одного из учредителей фестиваля - начальник отдела Департамента по молодежной политике Минобразования РФ Любовь Бузырева, на фестиваль прибыли более 1000 человек из 49 регионов.
Утро начиналось с конкурсных просмотров. Поскольку они проходили в больших залах, на них присутствовали не только члены жюри, но и группы поддержки. Зрителям бросалась в глаза неравноценность номеров. "Мы видим и явно профессиональные коллективы, и самую слабую самодеятельность. И как такие попадают на фестиваль?" - вопрошал на собрании руководителей делегаций профессор Московского государственного университета культуры и искусства, руководитель ансамбля "Ритмы планеты" Борис Санкин, который отсматривал танцевальные выступления.
У режиссера театра "Братья по разуму" Виктора Разумовского, отвечавшего за оригинальный жанр, были другие претензии. "У некоторых ребят есть синдром деревенских звезд. И чем исполнительское мастерство ниже, тем выше звездность", - сказал он. Но в целом члены жюри были очень довольны тем, что увидели на фестивале. Некоторые из них, например, Борис Санкин и композитор Виктор Чайка, признались, что пригласили некоторых ребят к себе поработать.
Организаторы крутились как белки в колесе. А в день заезда участников они вообще сбивались с ног. Делегациям, подавшим заявки первыми, повезло больше всех - их разместили в очень приличном отеле в номерах с душем, туалетом, телефоном и цветным телевизором. Тех, кто заявил о себе попозже, поселили в какой-то ветхой гостинице с туалетом и душем в коридоре. Причем горячую воду давали по часам - с 6 до 11 утра и вечером. А на черно-белых телевизорах, стоявших в номерах, сверху была приклеена бумажка с надписью крупными буквами: "ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!". Правда, внизу мелким шрифтом разъяснялось, что опасно для жизни ставить на телевизор стаканы с кипятильниками.
Поскольку мест в гостиницах на всех не хватало, организаторы выписали из Волгограда теплоход, на котором разместили около 300 человек. Так как каюты на теплоходе довольно небольшие, а в трюме и вовсе напоминают карцер для провинившихся, по вечерам студенты тусовались на палубах и в буфете. К тому же теплоход оказался единственным местом, где по вечерам начинались дискотеки. Некоторые студентки умудрялись даже в этом бедламе читать книжки по программе и учить экзаменационные билеты.
Иногда на теплоход просачивались по отнятым или потерянным бейджикам местные ребята с бритыми головами и в кожаных куртках. Они с видом инспекторов обходили теплоход, вставали рядом с помещением, где проводилась дискотека, и долго озирались по сторонам. Время от времени, хотя и очень редко, между студентами и местными бритоголовыми происходили стычки, но без каких-то серьезных последствий. Инициаторами всегда были местные. "Может, подраться с кем-нибудь?" - сказал однажды вечером, проходя мимо группы московских журналистов, какой-то ульяновский парень.
Студенты очень любили рассказывать о том, как людей из такого-то региона на теплоходе в пять часов утра укладывал спать нетрезвый милиционер, а студентов из такой-то области в три часа ночи приходил успокаивать организатор из Москвы. Но ранним утром все эти мальчики и девочки приходили на конкурсные просмотры, и оказывалось, что они умеют не только весело гулять, но и хорошо работать.
В сущности, ребята, приехавшие на фестиваль, - это те, которым неинтересно просто шататься по улицам. Поступая в институт, они тут же записываются в танцевальные, вокальные или кавээновские коллективы. Причем желающих иногда бывает так много, что им приходится сначала пройти конкурсный отбор, хотя далеко не все они хотят стать артистами. "Я не хочу связывать свою жизнь со сценой, я собираюсь открыть ресторан, - говорит Саша из Новокузнецка. - Но сцена для меня уже как наркотик".
Очень много здесь и таких ребят, которые хотят связать свою жизнь со сценой и надеются, что фестиваль поможет им пробиться. "Я хочу стать певицей и использую для этого все возможности. Поэтому сюда и приехала", - говорит Карина из Екатеринбурга. Ведь каждый год на фестиваль приезжают профессионалы из Москвы и отбирают лучших ребят, в которых можно вкладывать деньги или которых можно привлекать для создания новых номеров. Кстати, и группа "Ночные снайперы" в 1994 году выступала на "Студенческой весне" и стала ее лауреатом.
А учредители фестиваля - Департамент по молодежной политике Минобразования РФ и Российский союз молодежи - надеются, что фестиваль не только поможет пробиться талантам, но и будет способствовать развитию студенческой самодеятельности. И тогда меньше будет на улицах провинциальных городов бесцельно болтающихся молодых людей и девушек.
Поскольку количество номинаций на фестивале было очень велико, то и число участников, получивших дипломы и призы, зашкаливало за сто. А Гран-при получила команда из Ханты-Мансийского автономного округа. Дипломы вручали в заключительный день фестиваля. Утром - в присутствии спикера Совета Федерации Сергея Миронова, вечером - в присутствии лидера "Молодежного "Единства" Александры Буратаевой. А на следующий день начались сборы в дорогу и обмен адресами. Ульяновск опустел за один день, и гости, уезжавшие последними, только тогда поняли, что этот город не очень многолюдный...
Ульяновск-Москва