Еще 20 лет назад изобретатель русской паровой машины Иван Ползунов был персонажем из школьного учебника. Мое поколение уже не ставило рядом с именем великого Джеймса Уатта чудаковатого алтайского самоучку. Почти никто из нас не знал, что свою "огненную машину" он изобрел на 21 год раньше английского механика.
Это было более 200 лет назад. Два человека почти одновременно занялись одним и тем же делом, и оба достигли успеха. Одним был молодой механик университета в английском городе Глазго Джеймс Уатт, который сумел добиться существенного сокращения пара и соответственно расхода топлива в работе водоподъемной машины. Это изобретение принесло ему мировую славу.
В отличие от Джеймса Уатта Ползунов и в глаза не видел подобных механизмов. 18-летним юношей он был определен гиттеншрейбером (плавильным писарем) на Барнаульский завод. Дело было в 1747 году.
В 1750 году управляющий заводом Христиани принял решение продолжить разработку здешних полезных ископаемых. Разведка местности была поручена самому толковому работнику завода - Ивану Ползунову. 20-летний писарь не просто блестяще справился с поставленной задачей, но и привез то, чего от него никак не ждали: мастерски выполненную карту рудников и математические расчеты, которые позже оказались весьма точными. Вскоре в этих краях началось сооружение нового горного завода.
Постепенно молчаливый молодой человек завоевал у начальства такой авторитет, какого не имел ни один из его более опытных коллег. Любая техническая проблема предлагалась для решения Ивану. Скажем, в 1755 году в верховьях заводского пруда начал действовать стекольный завод. На нем работали специально присланные из центральной России мастера. Но почему-то вся посуда получалась с изъяном - будто туманом покрыта, без блеска. Раскрыть причину брака поручили Ползунову. Он провел на заводе больше месяца, вник во все детали совершенно незнакомой ему технологии и нашел-таки простой ответ: посуду-то, оказывается, неправильно охлаждали. Долго потом стыдили приезжих "мастеров"┘
За особые заслуги в январе 1758 года Ивану было поручено почетное дело - доставить в Петербург "драгоценный" караван с серебром и золотом общим весом около 4 тыс. кг. Караван пробивался по неосвоенным землям больше двух месяцев. Столица России потрясла молодого горняка, еще не выезжавшего за пределы Урала. Здесь же он встретил свою единственную спутницу - молодую солдатскую вдову Пелагею Поваляеву, которая, в одночасье бросив столичные радости, отправилась за возлюбленным в дикие горные края.
Детей Ивану с Пелагеей Бог не дал. Все свободное время горняк проводил за книгами, которые выписывал из Петербурга в несметном количестве. За ученость свою Иван нередко страдал. Местные жители доносили в Канцелярию, будто Ползунов может вызвать дождь или, наоборот, прогнать тучи за реку, словно стадо овец. Описывался случай "бесовщины и колдовства лютого", когда механик собственноручно изготовил "летающего змея и запустил в небеса, а оный зацепился хвостом за крест на Петропавловском соборе". За это "вероломное" деяние Ползунова чуть не отлучили от Церкви. На самом же деле "магия" объяснялась просто: он интересовался воздушными явлениями и даже делал барометры. Именно эти приборы, очевидно, помогали ему точно предсказывать погоду.
Но особенно увлекся Ползунов книгой Шлаттера о рудокопном деле, 10-я глава которой называлась "О водоливной огнем действующей машине". Остальную часть жизни Иван посвятил созданию этого механизма. Свой "прожект" Ползунов направил в Петербург и только через год получил "милость" императрицы. "Людей давать столько, сколько у него работы случится", - значилось в резолюции.
Отливка цилиндров и других деталей производилась в закрытых цехах: на всякий случай рождение неведомого железного "зверя" было решено сокрыть от любопытных глаз. Все ждали чуда.
В августе 1764 года ценою нечеловеческих усилий, сотен бессонных ночей больной, измученный изобретатель, постаревший за это время на десяток лет, показал миру свое творение. Но пуска машины он так и не увидел, не дожив до него двух недель┘
16 мая 1766 года Иван Иванович Ползунов умер от скоротечной чахотки. Его похоронили возле Петропавловского собора. В 1930-е годы храм был разрушен, и могила великого русского изобретателя утеряна.
Только через неделю после его смерти состоялись испытания окончательного варианта его машины. Успех превзошел все ожидания. Первая плавка продолжалась сутки без перерыва. Но постепенно появилась течь между стенками цилиндров, а чем латать "дыры", работники фабрики не знали. Попытались берестой, да непрочна оказалась. В конце сентября машина "работою закончилась". Общее время ее полезной работы составило 1023 часа. За это время было получено серебра 14 пудов, золота 14 фунтов. Чистая прибыль составила более 11 тысяч рублей.
В 1784 году Джеймс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель, вскоре завоевавший всемирное признание. А машина Ползунова, простояв без действия 15 лет, в 1782 году была разобрана, и детали ее сданы на склад. При разборке цилиндры были то ли утеряны, то ли украдены┘
Уже в 1800 году фирма "Уатт и сыновья" выпустила 250 двигателей. А имя Ползунова было забыто даже на Алтае. Известный барнаульский краевед Н.С. Гуляев писал: "Живи Ползунов не в России, не на Алтае, его имя сделалось бы бессмертным. А у нас затеряна даже его могила".
Лишь в 1825 году по приказу начальника заводов П.К. Фролова для Алтайского музея была изготовлена модель той "огненной" машины. По сей день она - главный раритет музея.
Улица, на которой стоит краеведческий музей, носит имя Ивана Ползунова, "мужа, делающего честь своему народу". Жил ли он здесь, неизвестно. Зато имя Ползунова вновь появилось в программе барнаульских школ. Каждый местный мальчишка без запинки скажет, кто он такой. Опросив около трех дюжин московских подростков, я убедилась: имя Ползунова никак не ассоциируется у них с паровой машиной. Одни считают его политиком. Другие - актером. Один паренек утверждал с пеной у рта, что это очень известный дрессировщик. Никто даже не предположил, что это гениальный изобретатель с трагической судьбой.
Барнаул-Москва