"Пластилиновый мир" - это не только название кружка, который ведет в 30-й тульской школе Александр Хаустов, но и образ его жизни, если не сама жизнь. Именно увлечение пластилиновой лепкой спасло Александра Хаустова от детской воспитательной колонии. Когда, будучи подростком, Саша совсем отбился от рук, мать предложила ему выбор - либо интернат, либо домашнее заточение. Саша выбрал второе и занялся лепкой из пластилина. К нему приходили друзья, и они часами лепили фигурки гладиаторов, средневековых рыцарей, солдатиков. А потом устраивали сражения пластилинового воинства.
Даже когда Александр Хаустов работал инженером на одном из тульских оборонных предприятий, он остался верен своему детскому увлечению. Он вел кружки пластилиновой лепки для школьников. После заката тульской оборонки Александр Николаевич ушел в бизнес, но потом все-таки вернулся к любимому увлечению и стал обучать пластилиновой лепке тульских школьников.
Первым учеником и последователем Александра Хаустова стал его двоюродный брат Иван Рыльков. Они создавали целые композиции из пластилина: средневековые замки, храмы, монастыри. У них сразу сложилось разделение труда: Иван строил большие замки, а Александр - фигурки людей, животных и прочую мелочь.
Всего Александр Хаустов вместе со своим двоюродным братом создали четыре пластилиновых шедевра. Это замки Красной Башни, Саид-Хана, Рыцарей Гроба Господня и храма Христа Спасителя.
Что такое замок или храм из пластилина? Это от 10 до 60 тысяч кирпичей размером 3х3х6 мм с допуском 0,1 мм. Например, стены храма выложены в два слоя кирпичей. Внутри через каждые 2,5 см кирпичные перегородки. Качество внутренних и внешних кирпичей одинаково. На изготовление храма ушло около 60 000 кирпичиков и два года.
Пластилиновые кирпичики изготавливаются без инструментов. За один вечер можно вылепить 150-200 штук. Это считается предельной нормой, поскольку после этого сильно устают руки. Правда, Александр утверждает, что у него получалось 600-700, однако для постройки годились не более двух-трех десятков. По признанию Александра Хаустова, двоюродный брат превзошел его в искусстве лепки. Сейчас Иван Рыльков живет в Воронеже и ведет там клуб пластилиновой лепки, который называется точно так же, как и в Туле, - "Пластилиновый мир".
Главной своей заслугой и достижением Александр Хаустов считает создание уникальной методики обучения лепке. Cтимулом для освоения технологии лепки является игра. Все начинается с фигурок человечков, которые выращивают хлеб, занимаются ремеслом, строят жилища. А затем, как и в жизни, начинается обмен товарами, появляются деньги, государство, войско, замки. Как утверждает Александр Хаустов: "Я учу своих воспитанников по первому тому "Капитала" Карла Маркса".
В прошлом году тульский учитель и его воспитанники выиграли грант в номинации "Народное творчество", учрежденный посольством Франции в России при участии одного из российских банков. Туляки создали макет Смоленского сражения 1812 года. На площадке протяженностью восемь метров был разыгран сюжет, который включал не только военный, но и мирный период.
Вообще-то игра в солдатики, правда в оловянные, в той же Франции - серьезное увлечение респектабельных людей. Как рассказал корреспонденту "НГ" Александр Хаустов, в такой игре участвуют сразу несколько человек и до 10-15 тысяч фигурок. Взрослые люди - банкиры, министры и генералы - ползают на коленках по большому залу и двигают фигурки. Ставки - от 10 тысяч долларов. Правила очень близки с теми, по которым играют ученики Александра Хаустова. Правда, во Франции игра ограничивается только военными действиями. Но ведь мирный сюжет может оказаться не менее увлекательным. К тому же фигурки из пластилина хоть и не так эффектны, как оловянные, но более живые, поскольку они пластичны.
Фигурки солдат лепятся заранее. Солдатик размером в 2,5 см изготавливается из 30 деталей, а всадник состоит из 150. Стоимость каждого пластилинового вояки - 1 доллар. Однажды Александру Хаустову был сделан даже заказ одним из московских казино на изготовление макета двух дивизий, но проекту так и не суждено было осуществиться. Хаустов не успел его изготовить к назначенному времени. О пластилине тульский инженер знает почти все. Например, что так называемый твердый пластилин делают только в России. А на Западе выпускают только мягкий, который не годится для тонкой работы по изготовлению миниатюр.
В мае этого года в 30-й школе будет проходить городской конкурс "Построй свой мост". В нем могут принять участие все желающие, кто рискнет вылепить это инженерное сооружение... из пластилина. Длина однопролетного моста должна быть более 30 см. Он должен иметь вес не более двух килограммов и провисать всего лишь на 1/20. Инженер, а тем более мостостроитель, знающий, что такое сопромат, подтвердит: сделать такой мост очень нелегко. А вот ученики Александра Хаустова Сергей Тимофеев и Андрей Миляев уже загорелись этой идеей. Правда, сначала они решили вылепить копию Эйфелевой башни. Александр Николаевич, знающий результат заранее, предложил им изготовить для начала первый этаж башни, высотой хотя бы 30 см. Лепное основание простояло 34 секунды. Хаустов отказался от изящной копии и соорудил более грубую конструкцию башни Жана Эйфеля. Она продержалась 48 секунд.
И тогда у воспитанников Хаустова появилась идея построить мост. Первая опытная ферма моста длиной 20 см простояла сутки. "Меня это даже задело, - вспоминает Александр Николаевич, - и я, применив весь свой инженерный опыт, вылепил мост протяженностью 39 см". Тогда ученики и их учитель обменялись секретами изготовления.
В предстоящем конкурсе намерены принять участие не только ученики Хаустова, но и профессионалы-мостостроители. Но это только начало. Александр Николаевич уже мечтает построить пластилиновый мост длиной более метра, чтобы попасть в "Книгу рекордов Гиннесса". Кстати, это будет первый пластилиновый рекорд в мире, который обязательно установит туляк Александр Хаустов вместе со своими учениками.
Тула