Человек есть то, что он ест, не так ли?
Джузеппе Арчимбольдо. Лето. 1573 г.
Например: теплая пища. Это первое, что мы слышим о пользе: не забывай, детка, съесть тарелку супа, выпей чаю, сухомятка тебя погубит. А теперь говорят - не губит. Говорят: есть надо только холодное, как животные. И принимать ледяные ванны, как некоторые знаменитые красавицы, которые до шестидесяти лет пленяли всяких королей. А те, которые трескали борщи, они не пленяли.
Еще - наконец! - научно доказан вред кипяченого молока. И наоборот, многократно подтверждены целительные свойства красного вина. В Норвегии беременным женщинам доктора прописывают красное вино! Это приятно. А в Чехии и Германии в пивных специально держат маленькие кружечки (примерно на четверть литра) для детишек - в пиве очень много питательных микроэлементов, гораздо больше, чем в воде. Тоже приятный научный факт - жизнеутверждающий.
А вот рыбий жир, как сейчас говорят, большинству детей совершенно вреден┘
Я знаю еще очень много разных таких историй, потому что я прочитала массу книг по диетике. Я очень люблю их читать, они чудесные. Всегда ужасно выпирает подсознание автора, его тайные мотивы, мучительное взаимодействие с отцовской (точнее, материнской и прабабушкиной) культурой. В химических формулах, описывающих вредоносные трансформации молока при нагревании, - дикая энергетика подросткового бунта. А от ублаготворенного описания пастушеской овощной похлебки или какой-нибудь томленой каши так и веет пассеизмом, патриотизмом┘ За каждым хвостиком шпината, за каждым выеденным яйцом стоит какая-нибудь общественно маркированная идея.
Еще в большей степени это относится к рекламе. К товару привинчивается идея: пользы, свежести, активности, социального успеха. Очень часто синонимом всех этих понятий в совокупности выступает кислород.
Это неудивительно. Мы привыкли думать, что кислород представляет собой некую квинтэссенцию пользы. "Кислорода не хватает" - так говорят о недостатке свободы. Или: меньше народу - больше кислороду. Или: "Едем на природу, дышать кислородом" - отдыхать то есть. Заклятие: "уровень гемоглобина". Кислородная подушка или маска - глоток жизни для задыхающегося человека┘ На этом построено множество брэндов: косметические средства, всякие кремы, содержащие кислород - панацею здоровья и красоты.
Между тем старинные (ну, не очень старинные - ХIХ века) книги, посвященные бытоустройству, советуют: в спальне не должно стоять много зеленых растений, они испускают в воздух избыток кислорода, это вредно. Да и у современных специалистов по красоте и здоровью нет-нет, да и проскользнет, что окисление есть смерть, разрушение, распад. На этом построены другие рекламные кампании, другие брэнды: эти ведут борьбу с окислением. Антиоксиданты - есть такое слово┘
В общем, путаница.
С холестерином большая путаница. С раздельным питанием. С аптечными витаминами. Со фтором (элемент-разрушитель или же ценное средство ухода за зубами?). С нитратами непонятка. Мы думали, что нитраты (и еще нитриты) - это чума ХХ века, так? А в "Подарке молодой хозяйке" у Елены Молоховец в рекомендациях по засолке огурцов постоянно фигурирует селитра. И в рецептах домашних колбас и грибных припасов. Даже Пульхерия Ивановна у Гоголя, и та солила грибки с селитрою! (Селитра - самый что ни на есть нитрат или нитрит.) Значит - не ХХ века? Или, может, вообще не чума?
А самая любимая моя история - про шпинат. Шпинат представляется страшно полезным, почти как кислород. Он зеленый - что само по себе символично. Шпинат предельно полно соответствует понятию "полезного" - плохо приготовленный шпинат необыкновенно отвратителен на вкус и даже на вид, а готовить его хорошо мало кто умеет. Полвека западных детей травили шпинатом - считалось, что в нем рекордно много железа. (Железо, что характерно, как-то напрямую связано с гемоглобином и кислородом - все та же история.) Потом выяснилось: когда-то машинистка, перепечатывая важный доклад, не там поставила запятую. Ошиблась на порядок - то есть железа в шпинате на самом деле не так уж много, не больше, чем в каких-то гораздо более привлекательных вещах вроде смородины, лимонов и томатного сока. Так что из соображений повышения уровня железа в крови полезней было не давиться шпинатом, а грызть жестяные банки, в которых его продавали┘ А мой муж говорит, что у него гемоглобин всегда повышается от хорошей докторской колбасы. В трудные минуты он у него повышается даже от бульонных кубиков. Видимо, главное - выдрессировать свой гемоглобин и весь организм в целом. И тогда все будет в порядке.