Что такое крестный ход, знает сегодня всякий - торжественное шествие вокруг церкви с иконами, хоругвями, свечами и пением. Однако в былые времена они могли длиться и несколько дней, недели и даже месяцы. В наши дни, конечно, подобные примеры найти непросто, но возможно. На Вятке сотни паломников участвуют в знаменитом Великорецком крестном ходе, длящемся тоже не один день. Существует подобная практика и в Подмосковье, в Михайловской Слободе Раменского района, где в 1817 г. был создан единоверческий приход.
Богослужение в церкви сохраняется старое (дораскольное), хотя формально приход никогда не был староверческим и подчинялся местному епископу РПЦ. Такой своеобразный компромисс между "старой" и "новой" верой. Центром крестного хода Михайловской Слободы была и остается Иерусалимская икона Божьей Матери. Именно ее проносят по окрестным деревням, именно она "приходит", как говорят старушки.
Иерусалимская икона почиталась в Бронницком уезде Московской губернии (ныне Раменский район Московской области) издавна. Истоки ее почитания, по преданию, восходят к эпидемии чумы 1771 г., когда Бронницы были спасены от болезни. Тогда и рождается почитание бронницкого списка этой иконы, написанного еще в XVI веке, а к концу XVIII века уже забытого: в память о чуде горожане стали каждый год носить икону вокруг города. А в XIX веке, когда икона спасает от холеры многие окрестные деревни и села, слава о ней разносится и за пределы уезда. В те годы и возник обычай ежегодно, с весны по осень, устраивать крестный ход с иконой: и по всему Бронницкому уезду, и по его окрестностям. Ее приносили и в Богородск (нынешний Ногинск), и в Подольск, и в Павлов Посад┘
С каждым годом икона становилась все более знаменитой: возникали особые местные праздники в ее честь, уточнялся маршрут крестного хода в тех храмах, где происходили чудеса, делались списки иконы.
Почитание Иерусалимской иконы было настолько сильным, что сохранялось даже в советское время. Как вспоминают старожилы, еще в 30-е гг. были и крестные ходы, и торжественные молебны. Однако торжества с иконой закончились печально: прямо во время крестного хода она была конфискована властями. Дальнейшая ее история известна по рассказам местных жителей: ее смогли спасти, но Бронницкий собор, где она раньше находилась, уже был закрыт, и ее пришлось перевезти в находящееся неподалеку село Малахово, в один из немногих не закрывавшихся в советское время храмов. Здесь она находится и в наши дни.
Но, несмотря на отсутствие крестных ходов, об иконе не забывали: на поклонение к ней приезжали в Малахово, почитались и ее списки в окрестных храмах. А с возобновлением богослужений в закрытых раньше церквах почитание Иерусалимской иконы стало возрождаться и в них. Сейчас списки Иерусалимской есть и в Бронницах, и в Раменском, и во многих других местах.
В Михайловской Слободе икона прославилась в 1864 г., когда приход был спасен от холеры. Тогда же возник обычай приносить ее из Бронниц во второе воскресенье после Пасхи, всю неделю носить по окрестностям, а в следующее воскресенье переносить в соседнее село. Копия иконы оставалась в Слободе постоянно.
В советское время храм в Михайловской Слободе был закрыт, а когда в 1989 г. в нем вновь стали служить древним чином, сюда вернулась и спрятанная в доме одного из прихожан копия Иерусалимской. Возродилась и традиция совершать крестный ход: правда, теперь он бывает только в неделю Жен-мироносиц, после воскресной службы.
Местный праздник в честь Иерусалимской иконы начинается литургией, после которой настоятель произносит проповедь об иконе, рассказывает ее историю и приглашает всех прихожан принять участие в крестном ходе. А спустя некоторое время в храме начинается молебен. Интересно, что во время крестного хода несут не список иконы (он очень большой, как и сама икона из Бронниц, и постоянно находится в храме), а другую икону, поменьше (ее могут без особого труда нести два человека).
С пасхальными песнопениями крестный ход спускается с церковного холма и входит в деревню. По пути служатся молебны у источников и совершается водосвятие. Освящение воды происходит и в самих деревнях: возле дома (правда, далеко не у каждого) стоит накрытый белой скатертью стол, на нем - ведро воды. Так местные жители "встречают икону". В основном это, конечно, пожилые люди, еще помнящие прежние крестные ходы, но часто к ним присоединяются и их молодые родственники. Священник освящает воду в ведре и окропляет ею людей, а у встречи иконы особый ритуал: люди целуют ее, а потом подлезают под ней. Прохождение под иконой в "народном православии" символизирует защиту от зла. Затем все (в среднем около 60-70 человек) двигаются дальше. Крестный ход, обходя деревни, освящает таким образом и людей, и селения.
Крестный ход проходит через Михайловскую Слободу и соседнюю деревню Кулаково. Дальше он идет к Боровскому кургану, поднимающемуся над Москвой-рекой. Возле источника у его подножия - последний молебен, освящение воды, проповедь. Это место овеяно легендами: говорят, что на этом холме похоронены павшие в битвах с монголами воины, что где-то здесь стояла древняя церковь.
У родника люди пьют освященную воду и берут ее с собой. Священник всех благословляет, а желающих даже обливает водой из ведра. Ближе к вечеру крестный ход снова выступает в путь, теперь уже назад, к храму. В деревне Чулково снова встречают икону, здесь же, возле стоящего на месте старообрядческого храма креста, служат панихиду. И уже поздним вечером крестный ход возвращается в Михайловскую Слободу.
Крестный ход с Иерусалимской иконой объединяет и местных старушек-единоверок, и молодую часть прихода (в основном москвичей), "народное" и "интеллектуальное" православие. Здесь живые, подлинные традиции народного благочестия органично сливаются с "городской" религиозностью. Пришедшее сюда в последние годы "нормативное православие" застало и смогло воспринять давние обычаи, идущие из далеких времен. Эти обычаи смогли пережить даже годы советской власти, а вот сохранятся ли они в дальнейшем, покажет время.