"Начало новой эры? - Социальная доктрина Русской Православной Церкви августа 2000 г." - под таким названием 19-20 февраля в г. Мюльхайм (Германия) прошла международная конференция, посвященная обсуждению "Основ социальной концепции РПЦ", принятых Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. Организаторы конференции задались целью проанализировать развитие социальной мысли в православии за два года, прошедшие с момента оглашения "социальной доктрины" РПЦ. Конференция была организована Фондом им. Конрада Аденауэра совместно с епископским фондом "Реновабис", комиссией по общественным и социальным вопросам католической Епископской конференции Германии и католической академией "Вольфсбург".
"В Западной Европе сегодня велик интерес к социальному учению РПЦ, - считает один из организаторов конференции социолог Константин Костюк. - Здесь хотят понять, в каком направлении развивается социальная мысль православных. В Европе вся конституция религиозного сознания нацелена на социальную активность, приоритетна деятельность человека, его поступки как условие его спасения. Восточнохристианское сознание делает акцент на качестве внутренней духовной жизни. И это существенно влияет на социальную активность православных, ограничивает ее".
Фонд, носящий имя К.Аденауэра, канцлера послевоенной Германии и председателя Христианско-демократического союза, является влиятельной христианско-демократической организацией. Начиная с 1989 года фонд осуществляет проекты во всех посткоммунистических странах. Особое внимание при этом уделяется взаимосвязи религии и политики, поощрению их постоянного диалога. Уже через год после принятия социальной концепции РПЦ Фонд им. Конрада Аденауэра перевел ее на немецкий язык и издал с комментариями Рудольфа Юртца и Константина Костюка. Благодаря этому социальная концепция РПЦ вызвала среди немецких богословов и социологов религии дискуссию не менее оживленную, чем в России.
Обсуждение этого документа дает шанс возобновить прерванный диалог, считает секретарь комиссии по общественным и социальным вопросам Епископской конференции Германии Матиас Майер. "Мы, католики, видим много общего в социальном учении РПЦ и Католической Церкви", - заявил он, приветствуя участников конференции, подчеркнув, что общность позиций особенно важна в период становления новой Европы.
Таким образом, вопрос "Начало новой эры?", ставший темой конференции, имеет как минимум два значения. Первое относится к самому факту появления социального учения, разработанного крупнейшей в мире Православной Церковью; второе выражает надежду на то, что это учение может отныне стать поводом и предметом для нового типа диалога между католиками и православными.
Как раз такой диалог и имел место в Мюльхайме. Со стороны РПЦ на конференцию были приглашены непосредственные разработчики "Основ": протоиерей Всеволод Чаплин - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, профессор Андрей Зубов (МГИМО) и профессор Эдуард Афанасьев (Российский православный университет).
Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что документ был разработан не только в очень сжатые сроки (3,5 года), но и в условиях давления как со стороны верующих с разными точками зрения (монархистов, христианских коммунистов и др.), так и со стороны светских политиков, желавших, чтобы социальная доктрина Церкви была привязана к "политическому моменту". Целью же составителей было создание систематизированной концепции, не привязанной к текущей политике и приемлемой для Церкви в целом. В концепции нашли выражение принципиальный отказ Церкви от поддержки политических партий (восходящий к решениям Св. Синода 1993 г.) и одновременно открытость к диалогу с обществом, поощрение участия мирян в политическом процессе.
Немецкие участники конференции хотели получить от представителей РПЦ ответы на многие вопросы: о внутрицерковной дискуссии, о партнерстве Церкви и государства, об использовании соответствующих католических документов, о реакции других Православных Церквей. Особую озабоченность вызвали слишком осторожные, по мнению некоторых участников, трактовки прав человека и демократии, в частности уклонение от ясного ответа на вопрос о форме правления.
"Мы не считаем демократию благом, - заявил протоиерей Всеволод Чаплин. - Демократия - это не идеал и тем более не идол". По его мнению, формальное введение демократии приводит к краху. На Западе утверждению демократического устройства предшествовала длительная "воспитательная" традиция более жесткого государственного устройства. "Для нас история последних веков - не прогресс, а регресс", - считает представитель ОВЦС.
Главным же мотивом для создания социальной концепции, по словам Чаплина, была необходимость дать ответы на актуальные церковно-общественные вопросы после 70 лет ограничений церковной жизни и деятельности. В 1990-е годы в Церкви звучали разные голоса, и необходимо было дать систематизированное и взвешенное выражение общецерковной позиции, смелое и бескомпромиссное. Социальная концепция РПЦ "призывает мир измениться, а не наоборот", сказал он.
По его словам, в процессе работы над текстом концепции принимались во внимание как католические, так и в меньшей мере, протестантские, в том числе экуменические, документы, посвященные проблемам христианского социального учения. Однако авторы стремились избегать "переписывания". Главными источниками были Библия и святоотеческое наследие. Социальному учению Вселенской Церкви - 2000 лет, хотя оно и не было ранее "кодифицировано". Одни считают, что для православных естественнее не иметь систематической социальной концепции, другие же благоприятно отнеслись к документу, принятому РПЦ.
Ряд критических замечаний высказал представитель Фонда им. К.Аденауэра политолог Рудольф Юртц. По его мнению, слабым местом концепции является рассмотрение принципа прав человека как результата разложения общества, а использование образа, или понятия, "организма" свидетельствует о досовременном уровне мышления. В концепции нет ни неверующих, ни инославных, равно как и понятия "гражданина". При выработке социальной доктрины Церкви авторам приходится отвечать на новые вопросы, опираясь при этом на традицию, и в этом сложность задачи. Д-р Юртц также напомнил, что Католической Церкви для признания принципа прав человека понадобилось 100 лет. Католики постепенно осмысливали новые социально-политические реалии, опираясь на традицию естественного права, которая чужда православным.
Реагируя на высказывания немецких участников, Чаплин выразил свою точку зрения, согласно которой православие порой ближе к исламу, чем к западному христианству, поскольку делает акцент не на персонализме, а на соборности и коллективизме. И высшей ценностью, согласно позиции, выраженной в "Основах социальной концепции РПЦ", является не жизнь человека, а его вера и вечное спасение. Антропоцентризм православной традиции не свойственен. "Участие Церкви в общественной дискуссии - не важно; нельзя укреплять антропоцентрическое общество. Важно не как, а что говорит Церковь", - считает представитель РПЦ.
Чаплин считает важным, что православные и католики обсуждают церковно-общественные темы: "У нас есть что вместе сказать светскому обществу. Это не отменяет проблем, существующих между Церквами, но оставляет окно для общения и диалога".
Проекты Фонда Аденауэра, вокруг которых собираются и светские и церковные специалисты - историки, социологи, философы, - безусловно, полезны. Для западных социологов это возможность узнать, в каком направлении движется современная православная социальная мысль. Для российских участников - возможность почувствовать тот интеллектуальный контекст, в котором на Западе воспринимают "социальную доктрину" РПЦ. n
Александр Иванович Кырлежев - главный редактор справочно-информационного интернет-портала "Религия и СМИ".