Вчера в Северной столице отметили 9 дней со дня смерти народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда Игоря Олеговича Горбачева. Он был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Там, где нашли вечный покой Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин┘
Игорь Горбачев родился 20 октября 1927 г. в Ленинграде. Его мать была преподавателем французского языка, отец - инженером. Жили небогато, но не голодали. Игорь и его старший брат всегда были одеты чистенько и опрятно.
Всю войну Игорь с братом и матерью были в Ленинграде. Отец всегда заготавливал дрова на зиму в конце лета. А в 41-м почему-то он сделал это весной. Когда он ушел в армию, подвал Горбачевых был полон дровами. Там же ребята нашли несколько пачек столярного клея, который, как известно, делается из свиных костей. Мать варила клей, добавляла туда соль, перец, лавровый лист, и выходило что-то вроде бульона. Как и все, получали по 125 граммов блокадного хлеба...
"Мои ровесники становились взрослыми в 13-14 лет, - рассказывал корреспонденту "НГ" Игорь Горбачев. - Хотели чем-то помочь, однако воевать нам не разрешали. Я видел много смертей, и поэтому после окончания школы решил стать врачом-хирургом. Мечтал возвращать людям здоровье, чтобы все от меня были в восторге. Но после посещения морга эту затею пришлось забросить. Захотелось стать дипломатом. Представлял себе, как я в элегантном костюме выхожу на трибуну ООН и произношу такую блестящую речь, что Трумэн умирает от инфаркта, а Эйзенхауэр записывается в Коммунистическую партию. В Ленинграде дипломатических учебных заведений тогда не было, поэтому поступил на психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Взяли меня и в университетский любительский театр, где выступал небезуспешно. Здесь сыграл я свою первую роль - Хлестакова в "Ревизоре", которая оказалась замеченной.
Призвание - это любовь к черновой стороне профессии, а не к результату. Поэтому мне не суждено было быть ни хирургом, ни дипломатом. Я любил репетиции. Больше, чем сами спектакли. Я решил, что быть актером - это мое призвание. И когда мне предложили без вступительных экзаменов перейти в Театральный институт имени Островского, я согласился не раздумывая. Мой отец был страшно расстроен. Он не мог смириться с тем, что его сын "пошел в клоуны". Десять лет со мной не разговаривал. Но потом, когда я получил и признание, и звание, он стал ходить в театр. Мама у меня была святым человеком. Она с первого дня посещала все спектакли с моим участием. Тогда у нее был потерян слух, и она перед спектаклем несколько раз перечитывала пьесу и по шевелению моих губ пыталась понять, о чем я говорю".
В 1954 г. Игоря Горбачева пригласили в Пушкинский-Александринский театр, с 1977 по 1992 г. он был художественным руководителем этого театра. Работал очень много, было время, когда играл по 20-25 спектаклей в месяц. Порой, чтобы войти в ту или иную роль, менял профессию. Когда ставил пьесу Даниила Храбровицкого "Пока бьется сердце", с десяток раз присутствовал на операциях на сердце. Водил и всю труппу. А когда снимали фильм, в котором он играл гинеколога, - наблюдал за родами. Артист вспоминал: "Когда появилось на свет это Чудо - мертвенно-бледное, акушерка ударила его по мягкому месту с такой силой, что я испугался. Человек вскрикнул. Я для себя сделал маленькое открытие: первое, что получает человек в жизни, - это шлепок. Женщине на следующий день сообщили, что доктор, который стоял у ее изголовья, был вовсе не доктором, а артистом Горбачевым. Семья оказалась интеллигентной, скандалов не было. Сына назвали в честь меня".
В 1992 г. Игоря Горбачева вызвал в Смольный Анатолий Собчак и сказал, что его не устраивает репертуар руководимого им театра. Худрук спросил: "Что из увиденного вами, Анатолий Александрович, вам не по душе"? Ответа не услышал. "С поста художественного руководителя я ушел по собственному желанию по политическим соображениям, - рассказывал артист. - Времени не нужен был руководитель социалистической ориентации. Что хотели от меня, я делать не мог, а что я умел, не нужно было времени. Я был всегда ориентирован на социальную справедливость. Я не мог измениться, играть чернуху и порнуху, поливать грязью нашу историю".
Игорь Горбачев преподавал в Театральной академии. Основам актерского мастерства учился у него, например, известный шоумен Николай Фоменко. "Я преклоняюсь перед этим человеком, ибо считаю, все, что во мне есть, - это его заслуга на самом деле, - сказал Николай Фоменко корреспонденту "НГ". - Это человек высочайшей питерской культуры. Я сожалею, что такие мастера театрального искусства не стоят сегодня во главе эшелона". А вот что говорил корреспонденту "НГ" о своем ученике Николае Фоменко Игорь Горбачев: "Это очень талантливый мальчик. Бог дал ему все, кроме роста. Он создан для того, чтобы сыграть Пушкина. Безумно похож на него, такие же волосы и такой же стремительный, спонтанный, темпераментный и резкий и одновременно тихий и нежный. Но мне очень жаль, что свой большой драматический талант он разменял на шоу-бизнес".
В Санкт-Петербурге в 1779 г. основали Школу русской драмы, просуществовавшую до 1932 г. Ее блистательными представителями были Юрьев, Вивьен, Сушкевич, Черкасов, Меркурьев, Симонов, Борисов, Толубеев и многие другие. Игорь Горбачев в начале 90-х возродил Школу русской драмы и оставался ее ректором до последнего дня своей жизни. Он вместе со своими учениками пытался возродить глубокое, застенчивое, совестливое, исповедальное русское драматическое искусство, вернуть России такие забытые понятия, как "тургеневские девушки", "чеховские интеллигенты", "толстовские мужики и дворяне". Однажды на день рождения ученики Горбачева преподнесли своему учителю бронзовую статуэтку Хлестакова с надписью: "Ему самому его самого".
Говорит Александр Белинский, художественный руководитель Театра музыкальной комедии: "Игорь Горбачев, пожалуй, единственный, уникальный случай в моей жизни! Он не вошел в искусство - он в него ворвался. Когда вышел университетский спектакль "Ревизор" в постановке Карповой, это было совершенно невероятное событие. В наше время Игорь Горбачев был первым Хлестаковым из всех существующих Хлестаковых... Работать с ним было очень легко. У него великолепная возбудимость - "спичечная", абсолютно свободная импровизация, первоклассный юмор, что встречается очень редко. В общем, он настоящий артист русской школы. Игорь Горбачев - самый "недоигранный" русский артист. Он не сыграл роли, которые просто обязан был сыграть по уровню своего таланта. Он вообще в своем актерском поколении находится в первой десятке┘"
Санкт-Петербург